Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам:
"Арабская весна" овладела планетой: провинциальное левое интернет-издание в Канаде бросило лозунг в подготовленные массы - "Захвати Уолл-стрит".
"Давно пора", - ответили массы и пошли в наступление на плутократию и экономическую политику США слева. А справа ту же систему атакуют "чаевники". Но плутократы и прочие изъяны политической жизни тотчас обнаружились и в других уголках Земли. А учитывая тотальное влияние финансов США на экономическую и социальную ситуацию в мире, призыв "Захвати Уолл-стрит" пришелся кстати бунтовщикам 950 городов в 82 странах мира. Как говорится, "все копится в умах, а потом выливается потоком". После домино "Арабской весны" удивляться не стоило бы, но все же эта одинаковая, будто размноженная на ксероксе территориальная организованность "оккупантов Уолл-стрита" несколько озадачивает. Но не в этом дело.
Проще всего списать беспорядки на левых, которые-де только и заняты, что выколачивают у властей социальные поблажки - им мало, сколько ни заплати. Но проблема-то гораздо серьезней. Она поставлена сложившимся сегодня мировым финансовым укладом, пренебрежением развитых стран реальным сектором экономик, сведением экономики к многоэтажным спекуляциям бумагами практически без всякого обеспечения. Этот порочный уклад не мог не вызвать кризис, конца которого не видно, и связанных с ним социальных неврозов. Власти больно ударились о собственную политику, которую вели под диктовку корпораций.
Понятно, что "захватить Уолл-стрит" - цель утопичная. Во-первых, рано судить, что значат эти волнения - действительно силу или средство самоутешения граждан. Во-вторых, в ряды желающих перемен обязательно воткнутся ультралевые - в шеренге от троцкистов до анархистов. И возникнет выгодная для властей позиция - ненасильственные действия "оккупантов Уолл-стрита" неразличимо сомкнутся с грабежами и погромами. Но как бы эффективно в этом случае ни работала полиция, властям над этими акциями "несогласия и недовольства" придется задуматься. Не исключаю, что рано или поздно роль государства в экономике станет более серьезной и не будет сводиться только к денежным подачкам банкам.
Фото: РИА Новости