Вчера СКР официально подтвердил, что им возбуждено уголовное дело о покушении на убийство Андрея Лугового. Бывший офицер ФСБ уже признан потерпевшим.
Как понимать возбуждение этого дела спустя несколько лет после смерти Литвиненко?
Вот что рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин. В Главном следственном управлении продолжается расследование уголовного дела по фактам убийства Александра Литвиненко и покушения на убийство Дмитрия Ковтуна, совершенных, как сказано в официальных документах, "общеопасным способом на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии".
Это уголовное дело было возбуждено еще 6 декабря 2006 года. По словам Маркина, в ходе расследования получил подтверждение факт отравления гражданина России Лугового полонием-210 в период его общения в октябре - ноябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко.
В связи с этим в отношении "неустановленных лиц", совершивших преступление, и возбуждено вчерашнее уголовное дело. Оно уже соединено в одно производство с уголовным делом по факту убийства Литвиненко и покушением на убийство Ковтуна. Сам Луговой отказался комментировать сообщения о "своем" уголовном деле. Собственно, он с самого начала скандала говорил, что они с Ковтуном - не просто невиновны, они - жертвы.
История "полониевого" уголовного дела мутная и захватывающая одновременно. Дел этих фактически два и они расследовались почти параллельно в двух государствах. Причем суть и фигуранты были одни и те же, а направления расследований диаметрально противоположные. Обе стороны заявляли, что никакой политики в делах нет, а есть лишь голый криминал. В Великобритании их следствие недавно закончилось и начался суд. У нас до суда еще очень далеко.
Напомним, что в декабре 2006 года Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по факту смерти Литвиненко и покушения на убийство Ковтуна. Будущий депутат Луговой тогда проходил по этому делу лишь свидетелем. Спустя полгода замгенпрокурора России Александр Звягинцев заявил, что рассматриваются все возможные версии "полониевого" дела. И в том числе проверяется информация о причастности к преступлению лиц из ближайшего лондонского окружения Литвиненко. Звягинцев сказал, что Россия даже больше, чем Великобритания, заинтересована в выявлении истинной картины происшедшего в Лондоне.
Для тех, кто уже не помнит деталей, напомним. Бывший офицер ФСБ, а потом охранник Бориса Березовского Александр Литвиненко бежал в 2000 году в Великобританию. На родине его хотели посадить бывшие коллеги. Имя Литвиненко стало широко известно после его смерти. Он скончался 23 ноября 2006 года почти сразу после получения британского гражданства. После вскрытия в его организме нашли радиоактивный полоний-210.
Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года почти сразу после получения британского гражданства. После вскрытия в его организме нашли радиоактивный полоний-210. Кстати, результаты этого вскрытия и анализов англичане засекретили. Во всяком случае Россия просила их неоднократно и совершенно безрезультатно.
Тем не менее британская прокуратура с самого начала объявила, что у нее на руках море улик против Лугового, который якобы и отравил бывшего коллегу чуть ли не по заданию руководства России.
С какой стати надо было организовывать столь сложную, дорогую и опасную ликвидацию, в Лондоне не объясняли. Погибший при жизни в России был на Лубянке исключительно мелкой сошкой, важных тайн не знал в силу низкой должности. Он был выгнан со службы за рукоприкладство по отношению к задержанным и прочие неприятные моменты. Из страны он скрылся, когда его уголовное дело стало грозить арестом.
В Лондоне Литвиненко хорошо было только первое время. Но оно быстро закончилось, а у бывшего чекиста была семья, да и Лондон - дорогой город. В общем, жадный Березовский держал бывшего охранника почти на голодном пайке, и Литвиненко было очень трудно жить.
Великобритания потребовала от нас экстрадиции Лугового. В ответ наша Генпрокуратура сказала, что это противоречит российской Конституции. И попросила прислать доказательства его вины. В ответ была тишина.
Тогда мы сами возбудили дело по факту смерти Литвиненко и покушения на убийство предпринимателя Ковтуна. Ковтун вместе с Луговым был на встрече с Литвиненко. Эта встреча состоялась в Лондоне 1 ноября 2006 года в отеле "Миллениум", который в момент стал популярным. По версии британских следователей, именно там бывший охранник Березовского выпил чай с полонием.
В ответ на обвинения из Лондона Луговой в Москве заявил, что это провокация и его с Ковтуном специально пометили полонием. А еще он сказал, что Литвиненко и Березовский завербованы британской разведкой МИ-6. Тогда эти слова вызвали возмущение в Британии. А недавно жена погибшего во всеуслышание факт такого "сотрудничества" подтвердила.
Луговой озвучил сразу три версии гибели Литвиненко. Это, по его словам, либо британские спецслужбы, либо наш родной криминал за границей - та самая "русская мафия", или Борис Березовский. Причем версию о причастности беглого олигарха он считает самой вероятной.
Если задать стандартный вопрос, а кому больше всего могла быть выгодна смерть Литвиненко, причем публичная, то Березовскому с его многочисленными проблемами она бы точно не помешала. Тогда он получал статус политического беженца и роль жертвы была бы кстати.
Кстати, Луговой сказал, что полонием в Лондоне были "помечены" все места, где он встречался с Литвиненко не только в ноябре, но и в октябре. А вот это британские следователи комментировать не стали.
Расследованием смерти Литвиненко занимался Скотленд-Ярд. Именно ему наша Генпрокуратура в декабре 2006 года официально сообщила, что сопредседатель НК ЮКОС Леонид Невзлин, уже находящийся к тому времени в международном розыске по обвинению в организации убийства и финансовых преступлениях, мог быть заказчиком убийства Литвиненко.
Впереди у англичан суд по факту смерти Литвиненко в отсутствии обвиняемых. Интересно, но американская газета New York Sun оценила предоставленные английской стороной доказательства вины Лугового как "ошеломляюще слабые".
Кстати, может быть, на этом процессе будут обнародованы результаты вскрытия и анализы полония, чтобы стало понятно, чей он и откуда. Ведь это вещество, которое, образно говоря, само может рассказать, где его взяли, куда отвезли и кому продали. Может, поэтому наша страна не получила никаких результатов вскрытия?