29.03.2012 00:20
Digital

Собкор "РГ" побывал в штаб-квартире Google в Кремниевой долине

Наш корреспондент передает из штаб-квартиры Google
Текст:  Антон Благовещенский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №69 (5742)
Читать на сайте RG.RU
Корреспондент "РГ" побывал в офисе компании Google

Небольшой сонный городок Маунтин-Вью (в переводе с английского - "вид на горы") с 70 тысячами населения, расположенный в Калифорнии, мог бы всю жизнь оставаться захолустьем, если бы не его принадлежность к Кремниевой долине - территории, где сконцентрировано множество высокотехнологичных компаний.

В Маунтин-Вью, помимо огромного Музея компьютерной истории, расположены офисы компаний Mozilla (если вы пользуетесь браузером Firefox, скажите спасибо ее работникам), Microsoft, социальной сети LinkedIn и Google - крупнейшей в мире поисковой системы. В соседних городах обосновались штаб-квартиры Apple, разработчика антивирусов Symantec, интернет-аукциона eBay, создателя "фотошопа" Adobe, крупнейшего мирового производителя микросхем Intel.

Компания Google, начинавшая именно с поиска, сегодня развивает и другие проекты - электронную почту Gmail, онлайн-переводчик Google Translate, самый популярный в Интернете видеохостинг YouTube, картографический сервис Google Maps, где представлены спутниковые карты всего мира и панорамы улиц многих городов, мобильную операционную систему Android, которая уже обогнала по популярности iOS. Созданный в недрах Google браузер Chrome, по данным статистики LiveInternet, - является самым популярным в России, - примерно пятая часть пользователей Сети в нашей стране пользуется именно им. Поиск Google - на втором месте по посещаемости в России, куда большей известностью пользуется "Яндекс", однако в мировых масштабах 80% интернетчиков именно "гуглят" нужную им информацию в Сети.

К сожалению, возможности встретиться с основателями Google Ларри Пейджем и Сергеем Брином у меня не было. Одновременно со мной штаб-квартиру решил посетить израильский президент Шимон Перес, и основные силы корпорации были брошены на передовую. Зато вдоволь разрешили погулять по зданиям - разумеется, не в одиночку, а в сопровождении Мэгги Шилс, сотрудника, отвечающего за взаимодействие с зарубежной прессой.

Добро пожаловать в фойе

Всех, кто входит в главное здание Google (компания позиционирует себя как горизонтальную, а не вертикальную структуру - высота зданий не превышает 3-4 этажей), встречает огромный сенсорный смартфон, управляемый операционной системой Adnroid. С него можно выйти в Интернет, проверить почту. Правда, печатать текст на экране, где каждая буква размером с человеческую ладонь, не очень-то удобно. Неподалеку от циклопического смартфона маленькая кофейня - всем бесплатно делают эспрессо, американо или латте.

Чуть левее "будка Google Maps". Внутри нее несколько дисплеев, на которых отображается в высоком разрешении картинка с "гуглокарт". Кто угодно может подойти, набрать на клавиатуре название города или точный адрес и полюбоваться видами с высоты птичьего полета или трехмерными изображениями зданий. Мне продемонстрировали Кремль, пару московских высоток и даже трехмерные панорамы моего родного Зеленограда.

Пользуются популярностью мобильные переговорные - возводимые из мягких звуконепроницаемых стен комнатки. Однако большинство аудиторий - стационарные, а сотрудники Google работают в "открытых пространствах", где каждое рабочее место огорожено невысокой - не выше человеческого роста - перегородкой. Таким образом "гуглер" (так здесь называют работников) имеет личное пространство, но не оказывается заточенным в четырех стенах. Все стены и двери сделаны прозрачными и зеркальными, окна - конечно же, панорамные. Помимо создания эффекта "прозрачности" компании, это позволяет экономить на освещении, тем более, погода в Калифорнии преимущественно солнечная.

Компания пропагандирует здоровый образ жизни: в одном из внутренних дворов есть волейбольная площадка, по зданиям разбросаны тренажерные залы и массажные кабинеты. Любой желающий может взять домой листок, на котором расписаны простые упражнения для поддержания тонуса.

Сотрудники Google, у которых есть дети и домашние питомцы, могут брать их с собой. Мы с моей провожатой не один раз видели детей, с которыми гуляла воспитательница, и собак, разгуливающих по офису без всякого присмотра. Таким образом корпорация "привязывает" работников к себе, создает максимально комфортные условия труда, лишь бы человек как можно больше времени отдавал работе. И многие такой возможностью с удовольствием пользуются, оставаясь в "гуглплексе" чуть ли не круглосуточно.

Дух инноваций

Над Google, как с улыбкой утверждают сотрудники, постоянно реет spirit of innovations - "дух инноваций". Наверное, именно потому первая встреча с "гуглерами" была посвящена именно им - инновациям. Вообще в корпорации это слово употребляется очень часто, примерно как у нас - "нанотехнологии".

Что такое инновации Google? Это YouTube, пользовательские ролики с которого сейчас использует чуть ли не каждый первый телеканал. Электронная почта Gmail, которая позволила маленьким компаниям забыть о том, что с виртуальной перепиской могут возникнуть какие-то проблемы. Google Maps, запущенные как раз тогда, когда мало кто верил, что спутниковые карты мира могут быть доступны кому угодно. Переводчик Google Translate, который знает несколько десятков языков. Android - самая распространенная мобильная операционка на планете. Офисный пакет Google Docs, позволяющий редактировать тексты и таблицы прямо в браузере. Тесная привязка к электронной почте Gmail означает, что все файлы, которые вам прислали, вы можете открыть в соседнем окошке браузера, внести изменения и снова отправить или сохранить на своем компьютере.

"В самом начале развитием Интернета занимались исключительно ученые и исследователи. Сейчас Сеть развивают все два с лишним миллиарда человек, которые ею пользуются, - говорит Дерек Слейтер, директор по взаимодействию с внешними организациями. - В результате Интернет эволюционировал и уже давно не является примитивным виртуальным пространством для веб-страниц и электронной почты".

По словам Слейтера, Интернет в ходе своего развития стал частью мировой экономики - в него вкладываются значительные средства, благодаря ему создаются рабочие места. Google, в свою очередь, предлагает всем, кому это может быть нужно, "среду для рождения и развития идей". "Каждый может быть инноватором. В виртуальном мире, для того чтобы что-то создавать, не нужны никакие лицензии и разрешения. А если изобретателю нужны какие-то дополнительные средства или инструменты, мы их ему предоставим", - говорит он.

Цель Google, как видят ее внутри корпорации, - в организации информации во всем мире, как онлайновой, так и доступной в офлайне, и предоставление доступа к ней.

"Благодаря нам тот, кто никогда не был в Лувре, может совершить виртуальную прогулку по залам музея, не выходя из дома. А YouTube, например, обеспечивает настоящее взаимодействие культур - ролик, снятый французом, может посмотреть не только его соотечественник, но и кто угодно другой, узнав больше о французской жизни. Все это - инновации и наши сервисы", - говорит Дерек Слейтер. На вопрос о том, какой сервис Google главный, он смеется и отвечает, что главный сервис - тот, который еще не создан.

Русские идут

Русскоязычных сотрудников в Google очень много - так, во всяком случае, мне заявил один из них, Владимир Офицеров. Сам он занимается поиском уже 12 лет. Начав работать в компании Inktomi, которая предоставляла поисковый механизм многим интернет-порталам (включая Yahoo! и MSN), он перешел в Yahoo!. Однако вскоре компания потеряла интерес к поиску, постепенно направление было закрыто, а многие разработчики перешли в Google. Кстати, в Маунтин-Вью 3% населения относят себя к русским по происхождению.

Офицеров руководит группой инженеров, занимающихся русскоязычным поиском. По его словам, практически все разработки, применяющиеся в русскоязычном поиске, создаются в США. Специфика национального поиска - например, учет морфологии языка - требует участия именно русскоязычных специалистов, это гораздо проще, чем обучить русскому разработчика-американца. При этом российский сегмент Интернета имеет, помимо языка, еще одну специфику - в нем много "поискового спама" - сайтов, замусоривающих результаты поиска и не позволяющих пользователю быстро найти то, что ему нужно.

Еще одна "российская проблема", с которой сталкивается Google, связана с картами городов. Многие продукты и сервисы компании тесно интегрированы с картографическими данными - например, поиск магазинов и фирм. Карты, которые Google покупает у российских производителей, необходимо загрузить на серверы в США (крупных серверов в нашей стране у Google просто нет), а для этого нужна лицензия. "Это настолько сложный процесс, что лучше не вдаваться в подобности", - улыбается Владимир.

Еще одним камнем преткновения стали трехмерные изображения зданий на картах - например, того же Кремля. По словам русскоязычных разработчиков сервиса, российское законодательство запрещает измерять высоту зданий - лазерный дальномер, который использовался для этого, спецслужбы попросили "выключить". Однако "гуглеры" продуктивно работают с оборонными и силовыми структурами и постепенно решают все вопросы - "разумеется, в рамках закона".

Хороший YouTube

Видеосервис YouTube известен как бездонное хранилище самых разных видеороликов, пополнить его может кто угодно. Каждую минуту пользователи загружают на сервис до 600 часов видео (два года назад было 35 ). Большинство использует этот проект для развлечения, но есть у него и иная роль - социальная.

Проект YouTube for Good (в вольном переводе - "YouTube с благородной целью") стартовал пару лет назад. По словам инициатора его создания Хантера Уока, менеджера по продуктам YouTube, в поездке в Багдад он встретился с местной девочкой-подростком. И та рассказала, что благодаря YouTube она может формировать свое мнение о событиях в стране и мире, не оглядываясь на информацию, выдаваемую государственными СМИ: "Когда что-то происходит, поначалу у меня есть лишь слухи и официальная информация, однако я смотрю то, что публикуют люди во всем мире, и могу выбирать, чему верить, а чему нет".

"Тогда я понял, что у YouTube есть обязанность перед сообществом - работать не только для развлечения, но и творить добро", - говорит Уок.

Крупнейшим начинанием в рамках "благородного YouTube" стал проект YouTube Education (www.youtube.com/education), где опубликовано множество образовательных видео. Одним из родоначальников этого направления стал Салман Хан - ученый, который начал записывать видеоуроки математики для племянницы. Внезапно эти уроки стали популярны среди других пользователей, и Хан открыл свой сайт под названием Khan Academy ("Академия Хана"), где собраны обучающие видеоматериалы практически по всем предметам.

"Образовательные ролики помогают учиться и тем, кто сидит дома, и тем, кто ходит в школу. В школе или институте такие материалы вносят весомый вклад в процесс обучения. Например, если преподаватель не может провести какой-нибудь физический или химический эксперимент, он покажет ученикам ролик с его записью. Ведь гораздо лучше показать, чем объяснять на словах, - подчеркивает Уок. - Впрочем, получить ученую степень, обучаясь на YouTube, вам вряд ли удастся - сайт не собирается превращаться в интернет-университет".

Тем не менее результат деятельности только образовательного проекта поразителен - 22 млрд просмотров видео в год. YouTube Education сотрудничает с ведущими мировыми университетами, включая МГУ.

Другое направление YouTube for Good - конкурсы начинающих режиссеров, которые могут получить призовое место и попасть на кинофестиваль в Канны, Венецию или Берлин, начав таким образом свою блистательную карьеру. Вообще, поиск молодых талантов - режиссеров, композиторов, мультипликаторов и т.д. - направление, которое существует достаточно давно и набирает все большую популярность. В нынешнем году был запущен новый конкурс короткометражных фильмов, победители которого отправятся в Венецию. А двумя годами раньше пользователи YouTube приняли участие в съемках большого фильма - каждый участник прислал запоминающися видеофрагмент из своей жизни, и из таких фрагментов была построена кинолента.

Наконец, принять участие в проекте могут благотворительные организации, которым нужно "достучаться" до сердец интернетчиков, рассказать о проблеме, попросить людей не оставаться равнодушными и принять посильное участие в ее решении. И даже простые интернетчики, которым нужна помощь - желанные гости в YouTube for Good.

Самый популярный браузер в России

Вы знали, что россияне чаще всего используют браузер Google Chrome? Это самый "молодой" браузер из всех существующих на сегодняшний день. Его создатели, среди которых - Брайан Раковски, вице-президент направления Chrome, уверены, что секрет успеха - в простоте и безопасности.

"Когда-то Google помогал разработчикам Firefox, и опыт совместной работы был перенесен в нашу компанию, - говорит Брайан. - Сейчас Chrome пользуются примерно 200 млн человек во всем мире, а с выходом мобильной версии для Adnroid их станет еще больше".

"Самая большая угроза для пользователя в Сети - это неиллюзорная возможность подхватить вирус. Первым шагом по защите компьютера стала проверка программ по специальному "черному списку". Такой же список существует и для сайтов - если тот или иной ресурс кажется браузеру подозрительным, то пользователь видит соответствующее предупреждение, - говорит Брайан Раковски. - Такой список обновляется раз в полчаса, и доступ к нему открыт совершенно бесплатно для всех разработчиков".

Поскольку безопасность пользователя ставится во главу угла, Google использует нетрадиционные способы ее повышения - например, конкурсы хакеров. Энтузиасты из числа пользователей и работников компании могут самостоятельно отыскивать "тонкие места" в программе и сообщать о них разработчикам.

Один из них, россиянин Сергей Глазунов, получил большую премию за свою работу - 60 тысяч долларов. Аналогичные конкурсы проводят и другие компании - например, Mozilla, разрабатывающая браузер Firefox, и социальная сеть Facebook. Петр Митричев - еще один "добрый хакер" из России, работает сейчас в отечественном подразделении Google и продолжает участвовать в таких конкурсах.

Окончание - в следующем номере

Интернет Google