Напомним, маэстро организовал этот фестиваль год назад. Александр Рахманинов - единственный наследник выдающегося музыканта.
Он живет на перешедшей ему от деда вилле "Сенар" в Швейцарии. Ее название расшифровывается как Сергей и Наталья Рахманиновы. Впрочем, главное богатство, доставшееся ему от Сергея Васильевича, - музыка. И это не фигура речи. Александр обладатель авторских прав на все произведения Рахманинова. Корреспондент "РГ" встретился с внуком композитора и узнал, как тот распоряжается столь необычным наследством.
Российская газета: Вы руководитель Фонда Рахманинова. Эта организация занимается популяризацией творчества великого композитора. Неужели его музыка в этом нуждается?
Александр Рахманинов: В 1993 году, когда я основал фонд, у меня было ощущение, что Рахманинов забыт. Он написал огромное количество произведений, а играли его крайне редко. Это колоссальная несправедливость. Я рискнул и взялся за продвижение его музыки. И мое чутье меня не подвело. Сейчас по сравнению с девяностыми исполнять Рахманинова стали в тысячу раз больше.
Первый концерт я организовал 14 мая 1993 года в Берлине. Сделать это было не так просто. За помощью я обратился к дочке музыкального агента Адлера, с которым много лет сотрудничал сам Сергей Васильевич. Она продолжала дело своего отца. Но, к великому удивлению, получил отказ. Не хотела рисковать. Даже известный музыкант Владимир Ашкенази сказал мне: "Ты лучше за это не берись, потеряешь деньги. Рахманинова надо играть раз в пять лет".
Никто не верил, но мне повезло. В ту же неделю открылась новая компания, в которой согласились помочь мне с организацией. И в результате все билеты были распроданы! Михаил Плетнев играл Третий концерт Рахманинова, его семнадцать раз вызывали на бис! А спустя пять месяцев 27 сентября в том же зале мы дали еще один концерт. Оркестром управлял дирижер Юрий Темирканов. И опять был аншлаг.
А теперь все абсолютно переменилось. Я никого ни о чем не прошу, мне самому предлагают организовать концерт. Я надеюсь, что Сергей Васильевич радуется на небесах.
РГ: В следующем году исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Что ваш фонд приготовил публике по случаю этой даты?
Рахманинов: Мы дадим восемнадцать концертов в крупнейших городах мира. В Париже, Лондоне, Риме, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке. Играть произведения Рахманинова будут лучшие музыканты. Кстати, в юбилее задействован и Государственный симфонический оркестр Татарстана. Я организовал для Александра Сладковского выступление на фестивале в Равинии, так называется местечко под Чикаго. Это самый продолжительный фестиваль в мире. Он длится три месяца, все лето. И бюджет у него феноменальный - сто миллионов долларов. Оркестр будет играть, скорее всего, три дня: с 20 по 22 августа. Фестиваль проходит на открытом воздухе и собирает до пятнадцати тысяч зрителей. Чтобы всем было видно, что происходит на сцене, изображение выводится на огромные экраны.
РГ: Как обстоят дела с защитой авторских прав на произведения Рахманинова в России?
Рахманинов: Хотя люди здесь бьют в себя грудь: "Мы обожаем Рахманинова", авторские отчисления Россия делает мизерные. Суммы называть я не буду, но для примера скажу, что платит она в десять раз меньше, чем Германия. Причем со мной еще не расплатились за 2008 год.
РГ: И как вы добиваетесь соблюдения прав?
Рахманинов: Просто взываю к совести, с револьвером же не подойдешь. А если действовать через суд, это займет много времени и средств. Больше истратишь денег, чем заработаешь.
РГ: Используют ли музыку Рахманинова в фильмах?
Рахманинов: Да, но, к сожалению, здесь тоже часто жульничают. Лет семь назад вышел австралийский фильм "Блеск". В нем звучала музыка Рахманинова. А узнал я об этом благодаря тому, что фильм был номинирован на "Оскар". По закону, если вы берете у какого-то композитора произведение для аранжировки киноленты, оно должно минимум на 30 процентов отличаться от оригинала по темпу или нотам. Режиссер ничего не переменил и не указал, что это музыка Рахманинова.
Я подал в суд. Судья сказал, что за всю карьеру такого безобразия не видел. Это дорого обошлось создателям фильма. А кино было ужасное (смеется).
РГ: Известно, что вы ведете точный подсчет, сколько раз исполнялось то или иное произведение Рахманинова. Какое из них самое популярное?
Рахманинов: Рапсодия на тему Паганини. Исполняют ее более десяти тысяч раз за год. Вообще Рахманинов самый исполняемый из всех русских композиторов. На втором месте Прокофьев. А я слежу не только за количеством концертов, но и с хронометром в руке замеряю их длительность. Считаю все выходы солистов. Когда делаешь это на протяжении 5-6 лет, можно математически выстроить концертную программу, наиболее интересную публике.
РГ: Ваш фонд занимается поиском юных талантливых пианистов. И как успехи?
Рахманинов: Два года назад мы нашли очень способного мальчика в Москве. Его зовут Дмитрий Майборода. Он выступал на нынешней "Белой сирени". Публика аплодировала стоя. Есть еще два молодых человека, с которыми мы работаем. Но сказать сразу, станет ли начинающий пианист хорошим музыкантом, сложно. Надо наблюдать 3-4 года.
РГ: А вы ищете их по всему миру?
Рахманинов: Нет, только в России.
РГ: Почему только в нашей стране? Надеетесь обнаружить нового Рахманинова?
Рахманинов: Нет, чтобы родился второй Рахманинов, надо подождать. Ну, где-то тысячу лет (смеется).
РГ: Чтобы выявить талантливого музыканта, нужна не только интуиция, но и хороший слух. Он вам передался от деда?
Рахманинов: Слух у меня, конечно, не абсолютный, но неплохой. А вот у Сергея Васильевича был феноменальный. К примеру, человек клал руку на 14 клавиш, и Рахманинов называл все прозвучавшие ноты. Это было невероятно. Он различал одну девятую часть от тональности. А я могу услышать лишь одну четвертую.
Зато у меня есть гипнотизерские способности. Вот один яркий пример. Когда я собрался жениться, отец невесты был категорически против нашего брака. Она француженка, католичка, а я православный. К тому же ей еще не было восемнадцати лет. А пожениться мы решили в США. Но получить визу можно только при письменном согласии отца. У нас его, конечно, не было. Я обратился в консульство, сказал, что такого-то числа мы хотели бы вылететь. И чиновник подписал визу, даже не спросив этого разрешения. Это поразительно! Он ведь должен был проверить все документы! Разве это не гипноз?
РГ: А как отреагировал отец?
Рахманинов: О, он был в гневе! Когда жена позвонила ему из Америки, он так орал в трубку! И до смерти так и не подал мне руки. Обычно в романах пишут, что с появлением первого ребенка недовольные браком отцы сменяют гнев на милость. Но у нас примирение так и не состоялось.
РГ: А жена приняла православие?
Рахманинов: Нет, осталась католичкой. Венчались мы по католическому обряду. В храме не было никого, кроме двух свидетелей и одной белой дворняжки. А знаете, как отпевали Моцарта? Это очень грустная история. В церкви не было ни единой души, сидела только белая собачка. Вот такое любопытное совпадение.
РГ: Дед вас баловал?
Рахманинов: О да. Слова плохого от него не слышал. Он вообще был очень веселый, добродушный, хотя многие писали, что у него якобы скверный характер. Он никогда не повышал голос на жену. Удивительно, как ему это удавалось. Рахманинов очень любил шутить. Он однажды разыграл Шаляпина, с которым они были хорошо знакомы. Шаляпин как-то попросил, чтобы Сергей написал для него какую-нибудь песню. И Рахманинов выполнил просьбу, но одну ноту сделал на два тона выше, прекрасно понимая, что певец ее не сможет взять. Так и вышло. Шаляпин трижды пытался исполнить это произведение и всякий раз спотыкался на этом месте. Был такой скандал! А Сергей Васильевич хохотал полчаса.
Кстати, журналисты жалуются, что у меня тоже плохой характер. Возможно, это потому, что я пять лет служил во французской армии в специальном корпусе. Когда вы командуете 5 тысячами человек, то привыкаете руководить. Но мой сложный характер бывает мне полезен. Во-первых, в продвижении музыки Рахманинова. Во-вторых, он мне помогает покорять горы. Я двадцать лет занимаюсь альпинизмом.