Нельзя сказать, что Зальцбургский фестиваль до прихода Александра Перейра, бывшего директора Цюрихской оперы, находился в кризисном состоянии. Предыдущие интенданты - немецкий режиссер Юрген Флимм и Маркус Хинтерхойзер последовательно развивали концептуальную афишу, собиравшую под интеллектуальным девизом оперную, драматическую, экспериментальную программы, проводились дискуссии, мастер-классы, спецпроекты для молодых музыкантов. Актуальная режиссура утвердилась на сценах зальцбургского Фестшпиля, придав ему более демократический профиль.
Новый интендант Александр Перейра, открывая свой первый зальцбургский сезон, выбрал не самый сложный путь - наращивание афиши, минуя концептуальные подтексты, к которым публику приучили при Юргене Флимме. Цель Перейра состояла в том, чтобы собрать программу, рассчитанную на разные сегменты аудитории. Так, для любителей церковных песнопений появилась июльская декада духовной музыки, для детей - цикл из пяти оперных спектаклей в зале Университета (Universitatsaula), названия которых дублируют основную оперную афишу - "Кармен" Бизе, "Юлий Цезарь в Египте" Генделя, "Волшебная флейта" Моцарта, "Богема" Пуччини, "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса. Для интересующихся современной музыкой - программа "Зальцбург современный", где на нынешнем фестивале представлены сочинения Бернда Алоиса Циммермана, в том числе его опера "Солдаты", опусы Витольда Лютославского и знаменитого гобоиста и композитора Хайнца Холлигера, которому зальцбургский Фестшпиль заказал написать партитуры, "встроенные в моцартовский контекст". Среди исполненных в этом году премьер новой музыки - сочинение для скрипки и альта "Из темноты на тенистой тропе" латвийского композитора Густава Фридрихсона, опус на фрагмент "Божественной комедии" Данте Йоханнеса Марии Штауд, пьеса Георга Фридриха Хааса, написанная в пару к одному из валторновых концертов Моцарта.
В основной же оперной программе Зальцбургского фестиваля, собранной новым интендантом, жестко артикулируется позиция: только новые постановки. Никаких повторов старых спектаклей. Те, кто не увидели зальцбургскую премьеру, "опоздали" навсегда. Подбор же самой афиши не выглядит таким кристаллически четким, как ее организационный принцип. Несмотря на рекордное количество сценических премьер - 7 названий, плюс две партитуры в концертном исполнении, определить внятный контур этой афиши невозможно. Две партитуры Генделя - "Юлий Цезарь в Египте" с участием Чечилии Бартоли и "Тамерлан" (концертная), "Волшебная флейта" Моцарта под руководством Николауса Арнонкура и ее сиквел "Лабиринт" Петера фон Винтера, "Богема" с участием Анны Нетребко и Петра Бечала, "Ариадна на Наксосе" (дирижер Даниель Хардинг), "Кармен" (дирижер сэр Симон Рэттл), а также "II re pastore" (Король-пастух) Моцарта (концертная) и "Солдаты" Циммерманна в постановке Алвиса Херамниса. Афиша "всех времен и народов", выстроенная разве что из расчета на конкретных "звезд", которым после Флимма, отказывавшегося "лелеять" зальцбургскую иерархию, снова открыт зеленый свет на фестивале.
Одним из таких звездных спектаклей нынешнего фестиваля стал "Юлий Цезарь в Египте" Генделя, перекочевавший в летнюю афишу из программы зальцбурского Троицкого фестиваля Чечилии Бартоли. И если бы эта продукция фестиваля, представившая идеально отфильтрованный каст барочных певцов, вышла на CD, то результат можно было бы считать идеальным. Достаточно назвать Бартоли в партии Клеопатры, контратеноров Филиппа Жарусски (Секст), Кристофа Дюмо (Птолемей) и Андреаса Шолля (Цезарь), знаменитую меццо Анну-Софи фон Оттер (Корнелия), чтобы представить эту рафинированную барочную патетику, четыре часа разворачивавшуюся на сцене Haus fur Mozart. Чувствительные сольные арии, развернутые в живые картины, с их ртутным движением колоратур и виртуозных мелизмов, ансамблевые унисоны, нежно сливающие тембры меццо и контратеноров, типично барочные "атракционы", вовлекающие в вокальную игру инструменты оркестра, - все это было бы совершенно, если бы не самодеятельная режиссура Моше Лейзера и Патриса Корье. Постановщики представили политический "комикс" на острую тему взаимоотношений Ближнего Востока и Евросоюза, с ее реквизитами нефтяного бизнеса, войны и миграции. Хаотичные перипетии с пляшущими ряжеными десантниками, взрывающимися бомбами, шахидскими "поясами", восточными борделями, нефтяными вышками и любовными страстями офисного пошива венчались карикатурным въездом бутафорского танка "с Востока" в декорацию зальцбургской фестивальной улицы Хофштальгассе. Пока эта развязка вызвала смех в зале Дома Моцарта.