Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.
Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. И сразу же в работу активно включился Российский Союз Ректоров, который указал на то, что в тексте недостаточно общих положений и понятий, зато излишне подробно уточняются многие нормы, которые можно прописать в других нормативных актах. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. "А слишком большое количество декларативных норм может любой закон "провалить" - так комментировал ректор первый вариант.
ПТУ отменяется
Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования и отсутствия понятия "академия". В то время многие вузы успели перерегистрировать старые названия "институт" или "университет" и стать "академиями". Как только вариант проекта без "академий" был обнародован, некоторые ректоры поспешили снова сменить название. В итоге в законе главным стало общее понятие "образовательная организация".
А вот сторонникам начального профобразования доказать, что этот уровень необходим, не удалось. По словам члена комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли острые дискуссии - быть или нет начальному профобразованию. Оно сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в проекте появилось понятие "семейное образование". Большой блок поправок был связан с художественным и музыкальным образованием.
Есть билет на балет
В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Проект закона "Об образовании" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.
Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
Еще важная деталь: в проект закона "Об образовании" депутаты внесли поправки о безопасности школьной среды и страховании школьников, так как в последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. Директорам в таких ситуациях до сих приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой "СССР".
Не частный горшок
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие "инклюзивного образования". Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающими тяжелыми недугами. По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей в социальную среду.
На село накинут сеть
В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме того, всем педагогам даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.
В законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что под этим подразумевается - заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:
- Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее. Из материалов, которые поступали в Совет Федерации из регионов, было видно, что работы над проектом будет много. Почти в каждом обращении была просьба законодательно отрегулировать работу малокомплектных школ.
Сергей Степашин, председатель Счетной палаты:
- Самый сложный вопрос, который всегда встает при обсуждении таких важных законов - разделение финансовых обязательств между региональными и федеральным бюджетом. Если региону дать много полномочий, а средств у него нет, ничего хорошего из этого не выйдет.
Григорий Балыхин, член комитета по образованию Госдумы:
- Из двух тысяч замечаний и предложений, которые пришли от экспертных советов, заинтересованных ведомств, я не видел ни одного, которое поддерживало бы отсутствие начального профобразования как вида. В нашем комитете была создана рабочая группа по проекту закона "Об образовании", где мы рассматривали самые проблемные вопросы. И судьба начального профобразования - один из таких вопросов.
Денис Мацуев, пианист, председатель Общественного совета при Минкультуры России:
- Принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет историческое значение для нашего музыкального образования. Ситуация была критической: по прежним формулировкам шансов сохранить профессиональную музыкальную школу в России не оставалось, и совсем скоро последствия были бы плачевными. Это ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте загружать их уроками математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке (как и балету, и живописи) с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит, сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире.
Елена Волкова, директор центра образования 1447, Москва:
- Центр образования начал работать по программам инклюзива девять лет назад. В то время далеко не все учителя и родители поддерживали нас. А те, кто был "за", спрашивали: кто будет писать программы? Как быть, если дети с синдромом Дауна не могут осилить физику и химию? Где брать тьюторов для учеников, которые нуждаются в ежеминутном внимании? Сколько заплатят педагогу в инклюзивном классе? И какой документ выдавать "особым" ученикам? Аттестат или справку коррекционной школы? Никаких разъяснений и рекомендаций в документах не было. Как и законодательного понятия "инклюзивное образование". То, что оно появилось - очень важно и для педагогов, и для родителей.
Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия закона "Об Образовании":
В школе:
- Преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
- Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
- Отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения.
- Закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.
В колледжах, техникумах:
- Закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования.
- Право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся.
В вузах:
- Результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет;
- Список льготников при поступлении сократится;
- Устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10 процентов), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов.
- Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.
- Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге минобрнауки.
Кого возьмут на бесплатные подготовительные отделения вузов :
- Дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
- Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
- Чернобыльцы;
- Дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.