31.01.2013 00:20
Общество

Пока политики спорят, учителя усыновляют детей из детских домов

Вчера в "РГ" собрались педагоги, которые взяли сирот в свои семьи
Текст:  Ирина Ивойлова Аркадий Колыбалов Виталий Юрчак
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5995)
Уже более 300 учительских семей в России поддержали брянских педагогов, которые взяли приемных детей.
Читать на сайте RG.RU

Согласно  статистике, каждый день 250 детей в России лишаются  родителей. Причем, чаще всего дети становятся сиротами, что называется, при живых родителях.

Большинство детей, которых  взяли учителя из брянского села Сенное, - именно такие. Директор Доброводской школы Наталья Сулина рассказывает, что первой пример сельчанам подала зоотехник Мария Медведева. Вместе с мужем-учителем они взяли на воспитание двух мальчиков - трех и восьми лет. И все село увидело: приемные дети могут быть такими же дорогими и любимыми, как свои собственные.

Мать их, по слухам, еще двух дочек родила и бросила.

- А дома, говорят, у них и не было. Так, землянка, окнами в землю вросла, - говорит Наталья Сулина.

Четыре сельских учительницы усыновили десятерых сирот

У нее были мысли принять в семью еще детей, но остановил страх перед бумажной волокитой. Чтобы взять приемного ребенка, надо собрать 18 разных документов. Причем  пока дождешься одного, другой уже теряет срок действия. К примеру, справку о том, что ты не был под судом, приходится дожидаться больше месяца.

Допустим, все документы собраны, а за это время у ребенка объявились брат или сестра, которых потенциальные родители тоже готовы взять в семью. И сбор бумажек надо начинать сначала...

- А меня мамой не зовут, но я и не обижаюсь, - вступает в разговор учительница биологии Надежда Пантелеевна Сячина, - я брала уже взрослых мальчиков.

На каждого ребенка приемные родители получают пособие - 5400 рублей в месяц плюс 3600 рублей зарплаты. Если берешь второго ребенка, размер зарплаты почему-то сокращается до 2500 рублей. Но и эти деньги получить не так-то просто. Раньше их переводили на карточку, а сейчас отправляют на счет в банке. Снять можно только по письменному заявлению в присутствии всех детей.

-  Меня уже в техникум, где учится дочка, вызывают. Наверное, за ее прогулы будут отчитывать, - призналась Татьяна Каташонова. - А всё из-за того, что деньги не можем получить. В субботу банк работает полдня, мы не успеваем, приходится ездить в рабочий день.

Старшей дочке Татьяны Каташоновой Фаине уже 21 год. Недавно вышла замуж и зовет свекровь только по имени-отчеству.

- Я ей говорю, что у женщины две мамы, может быть, и надо бы свекровь звать мамой, - поделилась Татьяна Каташонова. - А она не хочет. Говорит: "Ты у меня одна!"

Жилищный вопрос в этом случае решился просто: жена пошла жить к мужу. Но не всегда в приемных семьях все бывает так гладко. Дело в том, что по закону они могут жить в семье опекунов до 18 лет, а потом решают сами - возвращаться в родной дом или оставаться дальше у приемных родителей. Сироте предоставят квартиру, а приемному ребенку - нет. Бывает, что повзрослевшие дети уходят к родственникам.

Приемный сын учительницы английского языка Валентины Ивановны Климовой - Сережа - по документам носит фамилию "Антофеев", но твердо решил, что в 14 лет возьмет ее фамилию. Он привязан к матери так, что  даже не хочет без нее летом ездить в лагерь или дом отдыха.

- Вот если бы давали две путевки, мы не отказывались бы от них. Было бы здорово поехать на море. Наши дети никогда не видели моря, - мечтает Климова.

В малокомплектной сельской школе Сенного теперь  24 ученика. Школу удалось сохранить  благодаря учителям, которые посадили за парты своих приемных детей. Педагоги могли бы дать детям семейное образование и получать за это дотации из бюджета - закон позволяет. Но не хотят.

Их детям без школы никак не обойтись. Она для них - мостик в большой мир, который они почти не видели, живя в землянках и бараках с вечно пьяными родителями. А деревне, в свою очередь, не выжить без школы. Вот и получается, что учителя из Сенного спасли не только сирот, но и все село.

Нельзя сказать, что все приемные дети в один миг стали добрыми и послушными. Разное случается - и драки, и побеги. Только всякий раз дети возвращаются домой к мамам.

- В каждой приемной семье - масса психологических проблем, - считает старший научный сотрудник Научного центра "Здоровье ребенка" РАМН педиатрии Надежда Мазурова. - Ведь в такие семьи приходят либо дети-отказники, либо дети из семей, где родители лишены родительских прав. У многих - задержка психического развития.  Хорошо, что учителя взялись за это дело. Они хотя бы понимают, как учить ребенка, который не похож на других. Но без психолога многим не обойтись.

Комментарий

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

- Пока политики, чиновники и депутаты спорят, учителя нашли простой и ясный ответ: пошли и взяли детей из детских домов. Эти люди - подвижники, которые спасают страну. Настало время подумать о создании ассоциации учителей, которые стали приемными родителями. И мы уже говорили об этом с педагогами. Эту ассоциацию могла бы возглавить Надежда Пантелеевна Сячина. Но надо не только обмениваться опытом и поддерживать друг друга психологически: у педагогов, которые стали приемными родителями, должны быть конкретные льготы. В частности, по санаторно-курортному лечению детей. Необходимо решить вопрос жилья для приемных детей и их родителей. Пока что учителя берут детей к себе, в свои дома. И порой даже и не знают, а есть ли у этого ребенка жилье, куда он пойдет после 18 лет? Возможно, в решении этой проблемы поможет проект "Учительский дом", когда учителям по льготной ставке, без вступительного взноса и независимо от оклада будут предлагаться льготные кредиты для получения жилья.

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Семья и дети Брянск Центральная Россия