04.02.2013 00:59
Власть

Сергей Лавров нашел позитивные моменты в разговоре с Джозефом Байденом

Глава МИД России нашел позитивные моменты в разговоре с вице-президентом США
Текст:  Владислав Воробьев (Мюнхен-Москва)
Российская газета - Столичный выпуск: №22 (5998)
"Встаньте в линию. Сейчас я вас поведу, - потребовала от собравшихся журналистов офицер секретных служб США. - У вас будет три минуты, чтобы поприсутствовать на начале встречи вице-президента США Джозефа Байдена с главой МИД России Сергеем Лавровым". В действительности в комнату для переговоров нас завели всего на 10 секунд.
Читать на сайте RG.RU

В прошедшие выходные в рамках 49-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в гостинице "Байеришер Хоф" собрались "сливки мировой дипломатии". Отсутствовал, пожалуй, лишь госсекретарь США. Дело в том, что как раз в субботу в Вашингтоне Джон Керри принимал дела у Хилари Клинтон. Вместо него интересы американской внешней политики в Мюнхене защищал Байден. Из "элитных" гостей конференции он выступал первым. Сергей Лавров - третьим. Второе место досталось - хозяину встречи главе МИД ФРГ Гидо Вестервелле.

Байден, выступая, рассказывал в основном о крайне спорных победах Вашингтона на внешнеполитическом направлении. К примеру, он назвал "ответственным" предстоящий вывод американских войск из Афганистана. А вот Лавров задал собравшимся целый пакет неудобных для западных политиков вопросов: "Позволяет ли поддержка выступлений за смену режимов оправдывать террористические методы? Можно ли в одной конфликтной ситуации воевать с теми, кого поддерживаешь в другой? Как застраховаться, чтобы незаконно поставленное тобой оружие в зону конфликта не было обращено против тебя самого? Кто из правителей является легитимным, а кто - нет?". К слову, ни одного ответа на поставленные российским министром вопросы в выступлении Байдена участники мюнхенской конференции не услышали.

"Мы, наверное, могли бы договориться о прозрачных и понятных правилах, которыми должны руководствоваться все внешние игроки в своих практических действиях. Договориться о том, что все мы будем поддерживать демократические реформы в ставших на путь преобразований государствах, но не навязывать им извне какую-то шкалу ценностей, признавая множественность моделей развития. О том, что мы будем содействовать мирному урегулированию внутригосударственных конфликтов и прекращению насилия через создание условий для инклюзивного диалога с участием всех национальных политических групп. О том, что мы будем воздерживаться от внешнего вмешательства, особенно силового, без четко сформулированного мандата Совета Безопасности ООН", - говорил Лавров с трибуны конференции. Тем самым он фактически рассказал, о чем собирается говорить с Байденом во время личной встречи. Она состоялась сразу после завершения основной части Мюнхенской конференции.

На обратном пути из Мюнхена на борту самолета, отвечая на вопросы "РГ", Лавров рассказал о главных итогах его переговоров с Байденом:

- В отношениях между двумя крупными, ведущими странами проблемы будут всегда. Их нужно решать - это было подтверждено - на основе равноправия, взаимного учета интересов. Надо стремиться избегать искусственного создания проблем. Мы привлекли внимание вице-президента США к тому, что с их стороны были шаги, которые достаточно обостренно воспринимались нашим общественным мнением. Надеемся, что больше не будет поводов для этого… Со стороны наших американских партнеров есть понимание того, что по подавляющему большинству международных проблем очень трудно что-либо сделать без России и США. Мы разделяем это понимание. Отметили, что причина этой ситуации заключается в том, что у России всегда есть своя независимая, самостоятельная позиция, которая привлекательна для сторон конфликтов, о которых мы говорим. Не случайно даже оппозиционеры в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки, полагающиеся на поддержку Запада, постоянно говорят, что не хотят разрывать отношения с Россией, которая нужна им как стабилизирующий фактор.

Мы хотим, чтобы наши государства развивались, опираясь на партнеров со всех сторон. Я сказал об этом Дж. Байдену и призвал его, если мы действительно являемся неизбежными партнерами по решению международных проблем, чтобы наше партнерство основывалось на стремлении искать совпадающие подходы к каждому кризису, а не просто в расчете на то, что Россия автоматически к чему-то присоединится. Я почувствовал, что он это понимает, и это, как мне кажется, позитивный момент.

Внешняя политика МИД