Одновременно с назначением Вас на должность председателя ВАК глава правительства поручил подготовить и представить предложения, как оптимизировать ныне существующую систему аттестации научных кадров. Какие рекомендации, меры вы сейчас вырабатываете? Кстати, "РГ" запустила на сайте голосование. Более половины опрошенных высказались за то, чтобы система аттестации и дальше оставалась под крылом государства. 28 процентов считают, что ВАК надо упразднить и все отдать в учебные и научные учреждения. И примерно каждый седьмой высказался за некий переходный период.
Владимир Филиппов: Ничего не менять нельзя. Скорее всего, те опрошенные, которые выступают за сохранение ВАК в неизменном виде, имели в виду еще и существующую в РФ систему присвоения степеней. Грубо говоря, надо ли отказываться полностью от существующей системы "кандидат - доктор наук" и вводить только PHD. Как сделала вся Европа, все страны Восточной Европы. И почти также сделали все бывшие наши республики. И Прибалтика, и Казахстан, и Азербайджан, и Армения, и Украина, и Молдова. Кроме Белоруссии.
Это серьезный вопрос, но большинство все-таки высказывается на данном этапе за сохранение существующей государственной системы, а не моноуровневой системы.
Во-вторых, я согласен с теми, кто выступает за передачу значительной части ответственности университетам. Люди понимают, что надо в большой степени персонифицировать ответственность, в частности, на уровне университетов, организаций. Не государство в целом должно отвечать за все. Поэтому здесь, наверное, все-таки правы те, кто говорят о том, что надо двигаться по мировым тенденциям в сторону повышения ответственности и прав университетов, научных учреждений.
Кроме того, очень большой процент людей, которые понимают, что все-таки у нынешней системы есть достижения. У нас 60 процентов защит - это физико-математические науки, технические науки. И, как бывший зампред ВАКа по физмат наукам, естественным наукам, техническим наукам, я могу сказать, что нельзя мазать грязью всю систему аттестации. У нас очень хорошие диссертации по математике, физике, химии, по техническим наукам, по оборонке есть очень хорошие работы и т.д. Да, у нас есть проблемы в гуманитарной сфере. Экономика, юриспруденция, педагогика, чуть-чуть здравоохранение. Вот там и надо решать эти проблемы.
Какое продолжение, на ваш взгляд, может иметь прецедент комиссии Федюкина, связанный с диссоветом МПГУ? Как представляются такие выборочные инспекции? По каким-то сигналам снизу или у вас есть какой-то свой план?
Владимир Филиппов: Во-первых, если поступает сигнал о необходимости проверки диссертации, то ВАК обязан реагировать. Мы должны отвечать, создавать комиссии и т.д. Во-вторых, я хочу сказать, что это очень правильная линия, которую занял новый министр Дмитрий Ливанов, что не надо прятать голову в кусты в этом отношении, а срочно создать комиссию и предавать подобные факты гласности. На самом деле, такого массового сигнала, который был по диссертациям в МПГУ, раньше никогда не было. Там всплыли факты не недобросовестности научной, а элементарно факты мошенничества. В настоящее время деятельность этого диссовета прекращена.
Сколько диссертаций и какие вы намерены проверить в ближайшие время?
Владимир Филиппов: Первое - надо завершить работу по 25 диссертациям из совета МПГУ по историческим наукам. Работа ведется с октября месяца, и пока проверено только 11 работ. Работа очень кропотливая. Во-вторых, планируется проверить 100 диссоветов, где было защищено наибольшее количество диссертаций. Предстоит выяснить, почему там диссертации защищаются в массовом порядке.
Кроме того, огромный объем работы предстоит по сигналам, которые поступают в ВАК. Работы, защищенные до 2008 года, проверяться не будут, так как нормативный срок отмены присвоения степеней установлен 3 года сейчас. А мы можем действовать только в пределах этого нормативного срока. Поэтому сейчас мы сосредоточимся на проверке работ последних трех лет, чтобы успеть принять меры.
Я уверен, что нормативный срок отмены присвоения степеней будет увеличен до 10 лет. Он всегда был таким и только полтора года назад его заменили на 3 года. Министерство уже работает над соответствующим положением.
Хочется отметить, что помимо понятия неправомерного заимствования есть еще понятие научной недобросовестности. Это моральное понятие. Если сейчас ученые найдут, что у кого-то в диссертации 20-30 страниц списаны, и они это опубликуют на сайте, с помощью СМИ обнародуют, то такие диссертации уже станут делом общества. Как в Германии было - дело общества и человека. Уже будет вопрос не ВАКА, а дело общественной зрелости.
Полный текст "Делового завтрака" с Владимиром Филипповым будет опубликован в ближайших номерах "РГ"