Как вам работается над предстоящей премьерой?
Максим Миронов: Здорово! Меня в театре встретили очень радушно, чего, честно сказать, я не ожидал. К тому же мне очень нравится, как работает режиссер Евгений Писарев, как он чувствует музыку Россини, хотя для него это дебют в опере. Его стиль работы напоминает молодого Пьера Луиджи Пицци или Паннеля. Жаль только, что, несмотря на все мои уговоры, все-таки купировали вторую, очень красивую теноровую арию. Но постановка еще не закончена, окончательно станет понятно, что у нас получилось, естественно, только после премьеры. Но получаю удовольствие, работая в этом театре: все очень удобно и четко организовано. Не сравнить, например, с театрами в Италии, где понятия "расписание" практически не существует.
А почему не сложился ваш дебют в Большом театре?
Максим Миронов: Я считаю, лучше сделать что-то хорошо за меньшие деньги, в данном случае, Россини в Германии, нежели рисковать на сцене Большого театра, исполняя в "Золотом петушке" Римского-Корсакова довольно странную роль Звездочета, в которой нет арии, а, следовательно, и возможности выигрышно показаться. Мне только 31 год, я могу позволить себе не торопиться и подождать другого, более интересного предложения от Большого театра.
Вы ностальгируете, приезжая в Москву?
Максим Миронов: Нет. Может, от того, что мне нечем гордиться в своем прошлом. Это было прошлое, этакой Фроси Бурлаковой, в котором было масса трудностей, лишений и мало приятных моментов. Хотя я с искренней теплотой вспоминаю дни своей учебы в школе Владимира Девятова, которая ныне, к сожалению, закрылась, или в Гнесинском училище, где было очень хорошо, потому что там работали люди, занимающиеся своим любимым делом. Именно там я встретил своего уникального педагога Дмитрия Юрьевича Вдовина, который сегодня руководит Молодежной программой Большого театра.
Насколько изменился тот парень, который учился и жил в каморке школы Девятова и Гнесинке?
Максим Миронов: Я стал много проще в общении с людьми, потому что когда ты чего-то добиваешься, ты становишься менее закомплексованным. Но я все тот же человек, который все еще добиться хочет чего-то серьезного и целеустремленно без всяких отвлечений продолжающий идти к своей цели - стать оперным певцом, которого бы запомнили.
А как вышло, что вам удалось сделать завидную международную карьеру, не получив диплома о высшем образовании?
Максим Миронов: Мне кажется, высшее образование не нужно для того, чтобы сделать творческую карьеру. Оно нужно для других целей. Как моим родителям, например, было нужно мое высшее образование в университете. Но биологом вопреки их желанию, я так и не стал. Хотя я для себя ничего в жизни не исключаю. Может быть, мне высшее образование и понадобится в будущем. Но честно сказать, для меня гораздо более привлекателен процесс самообразования, чем перспектива пять-шесть лет просиживать штаны в аудиториях, чтобы потом корочку с гордостью в тумбочку спрятать. Театрам твой диплом не нужен - нужен талант, который наличием того самого диплома далеко не всегда определяется.
Ваш театральный дебют состоялся, когда вам было всего двадцать лет, на сцене "Геликона" в опере Андре Гретри "Петр Великий"…
Максим Миронов: "Геликон" - потрясающий театр. "Петр Великий" был для меня прекрасным опытом, который я вспоминаю с большой нежностью. Правда, худрук театра Дмитрий Александрович Бертман обижается на меня, говорит: "Не заходит, не звонит". А я, наоборот, жду от них какого-то приглашения. Я вообще открыт для самых разных предложений, любого креатива. Мне тут сказали: "Ты, наверное, очень дорогой". Но для того, чтобы это выяснить, нужно просто позвонить. Я плачу по своим долгам. А "Геликону" я чувствую себя обязанным. Этот театр дал мне шанс сделать самые важные и трудные шаги в профессии. И я искренне желаю, чтобы эпопея с реконструкцией "Геликона" как можно быстрее и успешно завершилась.
Когда последний раз были в родной Туле?
Максим Миронов: Год назад. И в принципе мне там даже понравилось. Отец меня взял с собой на рыбалку. В Европе подобных вещей я не могу себе позволить.
Отец вас видел на оперной сцене?
Максим Миронов: Нет. Ни ему этого не надо, ни мне. Он очень горд тем, что я успешен в том деле, которым занимаюсь, и ему этого достаточно. Вот, например, у меня скоро в Вене будут спектакли. Я его приглашаю, а он говорит: "Ой, далеко ехать! Я лучше по телевизору посмотрю или на youtube".
Вас это не обижает?
Максим Миронов: Нет. Потому что невозможно заставить человека полюбить оперу силой.
А почему вы решили обосноваться в итальянской Болоньи?
Максим Миронов: Для человека, который поет итальянскую музыку, очень важно провести как можно больше времени в Италии. Понять национальный менталитет, научиться безупречно говорить на языке, углубиться в культуру страны, понять идиомы и юмор, который, надо заметить, довольно специфический. А почему именно Болонья - это очень удобный город для жизни с международным аэропортом, а на поезде всего за 40 минут можно добраться до Флоренции, за полтора часа до Венеции, за час - до Милана, за два - до Рима. Это очень удобно.
Гастрольная жизнь сделала из вас космополита?
Максим Миронов: Ни в коем случае. Человек не должен забывать о своих корнях. И в отличие от многих своих коллег, я не собираюсь отказываться от российского гражданства. Я думаю, у меня всегда будет только один паспорт - российский.