Персон, выходящих в свет не столько музыку послушать, сколько себя показать, я не увидела вообще. Медийных лиц тоже было крайне мало. Зато была масса просто одетой и радостно оживленной публики, для которой обещанная встреча с композитором Сергеем Рахманиновым и исполнителем Денисом Мацуевым совершенно определенно была Событием. С большой буквы.
Напомню, фестиваль - ОТКРЫТЫЙ. То есть билеты в кассах не продавались - ни за заоблачные, ни за разумные деньги. Но зато любой желающий мог зайти на сайт компании-организатора, зарегистрироваться на концерт и получить код, по которому перед началом действа выдавались пригласительные.
"Плохо организовали выдачу билетов, давка", - пожаловалась моя соседка по креслу в четвертом ряду амфитеатра. "Ну, это все же хорошо, когда люди за музыкой в очереди стоят", - тут же пошутила другая. Женщин в зале большинство - с детьми, включая даже младенцев, и без детей. И много молодых пар.
"На закуску" угощали бесплатным соком и шампанским, мороженым и кулечками с ранней черешней ("из лесу, вестимо"…) Но главное угощение было впереди. В зале. "Весенняя" программа - рахманиновская кантата "Весна" и "Весна священная" Стравинского. Государственный симфонический оркестр Татарстана во главе с маэстро Александром Сладковским. Если в двух словах - отточенность и темперамент.
Чудесные голоса солистов - Василия Ладюка и Венеры Гимадиевой. И - с первой же секунды, когда на сцену вышли музыканты, а следом хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова - ощущение праздника. Для руководителей музколлективов мелочей не было - от первой скрипки и заканчивая музыкантом "на галерке" - все как один в смокингах, белых бабочках и лаковых туфлях… И с эмблемкой фестиваля на лацкане. Понимаю, что важнее, как играют, а не как выглядят… Но про "форму одежды" и забылось сразу же, как только строго-нарядный дерижер взлетел на свое место над оркестром и показал жестом: "И… Начали!..."
Оглядывалась на детвору и молодежь в зале: "Как у них пойдет Стравинский?" Пошел: на одном дыхании.
Ну, а о волшебных рахманиновских миниатюрах для магического женского голоса - вокализе, известнейших романсах, - сомневаться не приходилось.
Думаю, весь зал, как и я, был в полной уверенности, что кульминация вечера - это Денис Мацуев и великий 2-й Рахманиновский концерт. Полтора месяца назад, 4-го апреля, в день рождения Сергея Рахманинова, Денис Мацуев играл этот же шедевр на этой же сцене в окружении белой сирени - любимых цветов композитора. Вчера - антураж другой, а настроение столь же торжественное и праздничное.
И все же, да простит меня Мацуев, восклицательный знак во вчерашнем действе поставил не он. Он, правда, лично предупредил об этом публику: остановил овацию после финала своего выступления и объявил, что "на бис" сыграет оркестр Татарстана. И сыграет, как выразился пианист, "удивительнейшую вещь" - "Стан Тамерлана" Александра Чайковского. Позже я уточнила - "Стан Тамерлана" - это фрагмент масштабной оперы Чайковского "Легенда о граде Ельце…". Необузданная, дикая энергетика произведения, помноженная на мастерство и темперамент оркестра Александра Сладковского - зал был сражен. Финальную сцену с безумными ударными музыканты из Казани повторяли дважды. Зал не отпускал.
Праздник, фестиваль, продолжавшийся почти две недели, почти завершен. Впереди - финальный день и награждение лауреатов премии Олега Янковского. Жаль, что цветения черешни придется теперь ждать еще целый год…