02.07.2013 01:00
Культура

Владимир Мединский: Ирина Александровна Антонова - это человек-легенда

В музей имени Пушкина на место Ирины Антоновой пришел новый директор
Текст:  Жанна Васильева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (6117) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №144 (6120)
Самые важные события происходят почти буднично. Ни цветов, ни стола, как во время пресс-конференций. Вместо них три стула перед одиноко торчащим микрофоном. В Итальянском дворике рассаживаются сотрудники Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Кажется, для них причина неожиданного собрания - абсолютная загадка. Камер мало, журналистов чуть больше, но можно перечесть по пальцам. Подчеркнуто деловой стиль рабочего собрания, скорее всего, выбор самой Ирины Александровны Антоновой.
Читать на сайте RG.RU
Пресс-конференция Ирины Антоновой и Владимира Мединского

Министр культуры Владимир Мединский сообщает собравшимся, что главный повод встречи сегодня - это переход Ирины Александровны Антоновой на новую должность и представление коллективу нового директора ГМИИ. "Ирина Александровна - это человек-легенда. Это человек, который сделал легендой Пушкинский музей, - говорит Владимир Ростиславович. - Мы бесконечно благодарны Ирине Александровне и нижайше просим ее продолжить работу во благо Пушкинского музея и во благо русской культуры на должности президента Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина".

Он признался, что когда после прихода на работу в минкультуры он изучал личные дела руководителей крупнейших музеев, то с приказа о назначении И.А. Антоновой директором ГМИИ им. А.С. Пушкина сделал копию. "Исторический документ, подписанный еще Фурцевой", - объясняет Мединский. Сам он утром подписал документы, которым явно уготована та же судьба, - приказ о назначении Ирины Александровны на должность президента ГМИИ им. А.С. Пушкина и о назначении Марины Девовны Лошак на должность директора ГМИИ им. А.С. Пушкина. У Марины Лошак громадный опыт музейной деятельности... И я абсолютно убежден, что она придаст новый импульс и свежее дыхание нашему замечательному и горячо любимому Пушкинскому музею. А тандем Лошак и Антонова будет удивительным сочетанием новых подходов, креативности, опыта и знаний", - сказал министр культуры.

Ирина Антонова в своей речи была предельно кратка. Она сказала, что приветствует назначение Марины Лошак. "Помимо достаточно большого опыта, которым она обладает, она способна оценить то многообразие деятельности, которое характеризует наш музей. Я уверена, что она будет для музея очень и очень полезной. Поэтому я прошу моих коллег принять ее со всем свойственным нашему музею радушием", - сказала Ирина Александровна.

Она также поблагодарила коллег, с которыми проработала долгие годы. "Я пришла в музей 11 апреля 1945 года. Еще не закончилась война, оставался месяц до 9 мая. 16 лет я работала научным сотрудником. С 1961 года я являюсь его директором. Я люблю музей. Я благодарна музею за мою жизнь здесь, за эти годы. И благодарна всем вам, с кем в течение многих лет, как мне кажется, я достаточно успешно работала. Благодарю вас. Спасибо". - Этими словами она закончила свое выступление.

Речь Марины Девовны Лошак тоже была сжатой. Обращаясь к новым коллегам, она выразила надежду, что "все вместе без предубеждений, абсолютно дружески относясь друг к другу, с полной ответственностью, с сознанием общего дела мы будем делать все, чтобы этот музей развивался. Не преобразовывался, не разрушался. Чтобы в нем не происходило революций. Чтобы это развитие было естественным и традиционным движением". Обращаясь к Ирине Александровне, она подчеркнула, что речь не идет о прощании, что и коллектив, и она будут рады ее советам и взвешенным оценкам. Она не раскрывала своих планов, но заметила, что "самое важное - осознание того, что мы хотим в будущем". "Мы хотим, чтобы этот музей стал еще лучше, еще современнее... Нам очень важно, чтобы не только коллектив музея, но и все, кто связан с культурой, и все, кто думает в целом о будущем стратегическом развитии России и Москвы, понимали и сознавали, что развитие музея - общее дело", - заметила Марина Лошак. Она подчеркнула, что речь идет и о развитии "музейного городка". "Я надеюсь, что огромное количество людей, которые осознанно к этому относятся, будет вместе с нами. Я рассчитываю на поддержку всех тех, кто хочет блага Музею изобразительных искусств имени Пушкина", - заключила она.

После этого Владимир Мединский в сопровождении Ирины Александровны, Марины Девовны и журналистов отправился смотреть выставку Тициана.

И это все о ней

 

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:

Ирина Александровна стала президентом ГМИИ. Для смены поколений в музейном пространстве использован уже применявшийся не раз прием назначения предыдущего директора на пост президента. Успех зависит от отношений двух первых лиц музея. Насколько я знаю, Ирина Александровна принимала участие в принятии оглашенных решений. Поэтому Антонова не уходит, а меняет форму своего участия в том стратегическом плане развития ГМИИ, которому она верно служит уже много лет. Ее усилиями музей прирос целым комплексом зданий и идей создания музейного квартала. Это огромная задача, для решения которой ее огромный опыт будет бесценен. Ирина Александровна - символ целой эпохи в отечественном музейном деле. Ее решения и поступки всегда отличались самостоятельностью и верностью конечной цели. Это многому нас всех научило.

Юрий Башмет, музыкант:

Ирина Александровна Антонова - это целая эпоха. Мы так уже все привыкли, что именно она на протяжении вот уже многих лет руководит музеем, устраивает такие интересные выставки, реализует оригинальные проекты, что сейчас очень огорчает новость о ее уходе с этого поста... В том, что музей популярен, всегда идет в ногу со временем, пользуется любовью посетителей - конечно, ее заслуга...

Михаил Жванецкий, писатель-сатирик:

Сила Ирины Антоновой была в том, что весь мир живописи и художников, в котором она работала, ей доверял. Многие выставки, которые она привозила, давались только под ее честное слово. Не дай бог случись что - оплатить и выплатить это было бы почти невозможно. Под честное слово Антоновой давали и Тициана, и Пикассо, и так далее, и так далее.

А я с Ириной Александровной провел много лет рядом в жюри премии "Триумф". Конечно, она человек той породы, которую мы сейчас потеряли. Я имею в виду ясность и очень большую четкость мышления. Стоило только что-то попросить у Ирины Александровны, она не забывала ничего. Ждал пропуск, либо записка, либо звонок. Четкость во всем неимоверная. И я понял, почему ей доверяет мир.

Единственный мой концерт в Пушкинском музее был в тот день, когда мне дали звание народного артиста. Она попросила, а для меня это было честью. Хотя, конечно, собралась такая публика - все свои, и было трудно рассчитывать на какой-то особенный прием, потому что на незнакомого человека я произвожу лучшее впечатление, более сильное, чем на знакомого. Там, в этой музейной обстановке, Ирина Александровна затеяла эти концерты, где звучала классическая музыка, великие произведения... Это было прекрасно. А после выступления, когда мы все собрались в Греческом зале, для меня это было даже лучше, чем концерт. Все были вместе. Все дружны. И эту атмосферу создала она.

Пожелаем, чтобы и Марина Лошак была такая же. Уж если сама Ирина Александровна предложила Марине занять этот пост, она знала, кому это предлагает. Мы с Наташей - моей женой - обсуждали это событие и говорили о том, что нет сейчас в стране никого, кто мог бы возглавить музей так, как это сделает Марина Лошак.

Юрий Кублановский, поэт:

Ирина Антонова - человек уникальной энергии, как бы сегодня сказали, пассионарий. С ней напрямую связан рассвет московской музейной жизни, начавшийся благодаря ей еще в советские времена. Мне посчастливилось быть учеником Антоновой на искусствоведческом отделении истфака МГУ в лучший его период. Еще преподавали у нас Виктор Лазарев, Дмитрий Сарабьянов, Виктор Гращенков, да всех и не перечислишь. И среди этой научной элиты преподавательский голос Антоновой звучал, как равный. А те очереди на выставки, которые стояли и стоят на Волхонке, - зримые свидетели ее музейной энергии. О деятельности Антоновой знает Европа, знает и мир. Это явление общенациональное и многодесятилетнее...

Понадеемся только, что рассвет Музея имени Пушкина не погаснет. А Ирине Александровне желаю долголетия, которое - при ее энергии - убежден, менее плодотворным не станет.

Подготовили Елена Новоселова, Сусанна Альперина, Оксана Нараленкова.

Музеи и памятники Москва Минкультуры Столица