В Германии празднование юбилея Вагнера проходит в государственном формате, что обозначатся не только традиционным присутствием руководства страны во главе с Ангелой Меркель на открытии Байройтского фестиваля, но и в реализации крупных проектов, связанных с именем Вагнера. В этом году открыт новый музей Вагнера в Саксонии и памятник в Лейпциге, где Вагнер родился. В свет вышли более 700 книжных изданий, посвященных юбиляру. На сценах - постановки и фестивали вагнеровской музыки. Во всех СМИ - публикации, продолжающие, в том числе и дискуссионную тему антисемитских деклараций Вагнера, обернувшихся в истории трагической коллизией. Как известно, апологетом Вагнера был Гитлер, парадоксально соединявший вагнеровскую музыку с кодексом Третьего Рейха. Но, надо заметить, эта "неюбилейная" тематика кажется сегодня уместной даже не деталями и фактами биографии Вагнера, а анализом шовинизма, в условиях современной европейской интеграции. Вагнеру мало кто уже приписывает ответственность за то, что Адольф Гитлер, спустя полвека после смерти композитора, отталкивался от вагнеровской утопии. К слову, автор дискуссионной статьи "Тень Вагнера", опубликованной в Speigel, Дирк Курбьювейт замечает, что главной идеей Вагнера было "строить лучшее сообщество", улучшать мир путем искусства, а нацисты в этой идее, так же как коммунисты, не предусматривались. Между тем, "казус Вагнера" остается волнующим для общества: утопия его музыкального мифа заставляет снова и снова входить в поле его напряженных личностных и идеологических противоречий.
В самом же "сердце" вагнерианства - на Зеленом холме альпийского Байройта, юбилейному празднику постарались придать менее пафосный характер, чем можно было предположить, учитывая ритуальный статус этого места. С одной стороны, в парке Фестшпильхауса сохранили экспозицию прошлого года "Умолкнувшие голоса: Байройтский фестиваль и евреи в период с 1876 по 1945 годы" - сумрачный "мемориал" с фотопортретами и биографиями еврейских музыкантов и режиссеров Фестшпильхауса, пострадавших в годы нацизма. Серые панели, окружившие знаменитый бюст Вагнера, созданный любимым скульптором Гитлера Арно Брекером, - глубокая покаянная интонация Байройта, откровенно говоря, уже уставшего от бесконечного муссирования темы вагнерианства Гитлера.
Возможно, чтобы придать более свежую и живую атмосферу празднику, Зеленый холм в этом году наводнили цветными пластиковыми скульптурками Рихарда Вагнера, игриво встречающими распахнутыми "объятиями" визитеров у скамеек, кустов, аллей. Этих обаятельных розовых, лиловых, голубых "вагнеров" изготовили, вероятно, штук 200, но сейчас, как сокрушаются сотрудники Фестшпильхауса, почти половина из них исчезла с лужаек. И это в законопослушной Германии.
Еще одной неожиданностью для гостей юбилейных торжеств оказался внешний вид здания Фестшпильхауса. Вместо "парадного крыльца", Байройтский театр встретил публику разворачивающейся реконструкцией: передние фасады затянуты фотообоями, имитирующими историческую кладку. Терпения дождаться окончания юбилея у руководства фестиваля не хватило: выделенные на реконструкцию 30 млн. евро (!) мгновенно пустили в дело. Реконструкция продлится год. А к 2015 году откроется и дом-музей Вагнера в Байройте - вилла "Ванфрид", закрытая уже три сезона. Правительство выделило на этот проект 16 млн. евро. Рядом с виллой появится музей экстра-класса с выставочным залом в 900 кв. м, хранилищем, мультимедийными технологиями, рестораном.
Но сегодня посетителей виллы и паломников к могиле Вагнера встречает не благоговейная атмосфера почитания кумира, а заборы, котлованы, строительные каски, убойный шум техники. Над могилой юбиляра возносится строительный ковш, что, в общем-то, соответствует интенциям Вагнера, всю жизнь созидавшего "искусство будущего". Кстати, попасть внутрь виллы, минуя фанерные строительные перегородки и мостики, все-таки удается: в ротонде, сквозь стекла которой открывается вид на котлован и вагнеровскую могилу, работает небольшая, но чрезвычайно содержательная выставка, посвященная не Вагнеру, а его покровителю - баварскому королю Людвигу II. Именно Людвиг Баварский построил для Вагнера театр на Зеленом холме, создал условия не только для постановки "Кольца нибелунгов", но и для особой культурной рефлексии - вагнеромании.
Байройтский театр открывался 13 августа 1876 года специально написанной для этой сцены тетралогией "Кольцо нибелунга". С тех пор премьеры "Кольца" становились центральными событиями Байройтского фестиваля, формируя на годы вперед его эстетический имидж. Неудивительно, что новая постановка "Кольца" на Зеленом холме стала самым ожидаемым подарком к 200-летию Вагнера. Но, как оказалось, и самым скандальным. Дружное "бу-у-у!" и свист неслись из респектабельного байройтского зала со стадионной энергией, нацеленной на единственного человека - берлинского радикала, руководителя Фольксбюне Франка Касторфа. Байройтский зал неистовствовал, отвергая задиристые провокации режиссера, обрушавшего на сцене "мифоздание" вагнеровской тетралогии. Впрочем, скандал этот был предсказуем, учитывая имидж Касторфа - версификатора художественных смыслов. И в Байройте явно сознательно пошли на это, чтобы окончательно счистить "бронзу" с образа 200-летнего Вагнера.