03.10.2013 00:50
Власть

Юристы предложили закрепить процедуру импичмента для судей

Предлагаются новые формы защиты судей от давления извне
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №222 (6198)
При Судебном департаменте предлагается создать особую службу - Федеральную службу судебной охраны, которая могла бы защищать судей от давления даже из высоких инстанций, но при этом могла бы проверять и самих людей в мантиях. Такая идея прозвучала на научно-практической конференции, посвященной Конституции России.
Читать на сайте RG.RU

Многие эксперты сходятся на том, что без независимого и, главное, справедливого правосудия, нормы Конституции останутся просто идеалами, до которых еще идти и идти. Поэтому сейчас в экспертном сообществе звучат самые разные идеи, как улучшить работу наших судов. Например, на той же конференции было высказано предложение возродить существовавший еще в царской России институт следственных судей, а также ввести процедуру импичмента для судьи - отрешение от должности по решению Госдумы. Что же касается самой Конституции, то она в особых правках не нуждается.

Суды идут на поправку

На пленарном заседании конференции председатель Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что Конституция 1993 года помогла восстановить общественную стабильность и наладить диалог между различными, в том числе противоборствующими, силами.

Реформирование судебной системы может остановить отток граждан из РФ

"Некоторые до сих пор считают, что это еще во многом желаемые идеалы. Отчасти соглашусь. Однако эти стратегические цели, закрепленные в Конституции, были и остаются для нас самым главным ориентиром. И мы будем добиваться их полной и последовательной реализации на практике", - сказал Сергей Нарышкин. По его словам, "бережное отношение к тексту Основного Закона будет благом для российской политической системы".

Правда, в ближайшее время в Конституцию планируется внести одну серьезную поправку, касающуюся судебной системы. "Не так давно глава государства предложил объединить Верховный и Высший арбитражный суды. Поэтому, наверное, нам придется вскоре сделать соответствующие изменения, провести корректировку", - сказал Сергей Нарышкин.

133 миллиона гражданских дел рассмотрели суды общей юрисдикции за 20 лет, прошедших с момента принятия действующей Конституции России.

В свою очередь, руководитель администрации президента России Сергей Иванов сказал на конференции, что "в Основном Законе нашли отражение лучшие мировые и отечественные достижения юридической мысли и, что очень важно, наши исторические традиции существования сильной государственности в России на протяжении веков". Он особо подчеркнул, что в нашей Конституции провозглашен "высочайший правовой статус человека", который является "не средством, а целью развития страны". Иными словами, люди не винтики и не щепки, которых можно закручивать и рубить. Права и свободы человека "определяют смысл, содержание и применение законов и деятельности власти на всех уровнях". Когда законопослушному человеку хорошо и удобно, значит, государство все делает правильно.

Создатели Основного Закона, по оценке руководителя администрации президента, смогли выполнить очень сложную задачу - найти золотую середину, форму общественного устройства: с одной стороны - гарантирующую все основные права и свободы человека, развитие гражданского общества, с другой - позволяющую строить сильную власть, способную защитить национальные интересы и в конечном счете - интересы каждого конкретного человека.

Закон начальства не боится

Верховный суд пропишет порядок внепроцессуальных обращений к судьям

Безусловным достоинством Конституции Сергей Иванов назвал принцип юридического равенства. "Такое равенство предполагает, что не только граждане, но и сама власть подчинена праву", - сказал он, в то же время заметив, что предстоит еще немало сделать, чтобы в полной мере реализовать все конституционные положения. Как добиться, чтобы буква закона реально связывала каждого начальника? Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин предложил создать единую систему защиты прав человека в России, приняв новую редакцию федерального конституционного закона об уполномоченном.

С резонансными предложениями выступил на конференции полномочный представитель правительства России в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский. "Российское государство состоялось. В то же время будущее объединение двух высших судов открывает дискуссию о судебной реформе в целом, - заявил он. - Что можно сделать в этой части, не трогая Конституцию? Мы много говорим о самостоятельности нашей судебной системы. Но каждый год Судебный департамент ходит с протянутой рукой за деньгами. Это разве самостоятельность? По данным представителя правительства, на судебную власть в среднем ежегодно расходуется 0,7 процента федерального бюджета. Так давайте эту величину зафиксируем на пять лет!"

Также он предложил законодательно зафиксировать, что отрешение судьи от должности должно происходить через процедуру импичмента в Госдуме. Кроме того, по его словам, следует ввести "очень тяжелые санкции" для должностных лиц, пытающихся оказать давление на суд, вплоть до лишения должности. Институт же присяжных, как полагает Михаил Барщевский, нуждается в новом расширении, под юрисдикцию "судей из народа" должны подпадать в том числе и некоторые категории гражданских и арбитражных дел, а в судах следует ввести так называемых следственных судей. "Это очень важный этап. Ведь сейчас как? Сам арестовывает по ходатайству следствия подозреваемого, сам же его потом и посадит!" - сказал Михаил Барщевский.

В Петербурге отберут проекты для зданий ВАС и Верховного суда

Как пояснила на заседании одной из секций конференции судья Конституционного суда России в отставке Тамара Морщакова, в полномочия следственного судьи должны входить решения об избрании меры пресечения, рассмотрение жалоб и ходатайств на стадии предварительного следствия, судебный контроль за расследованием уголовных дел. "Судьи, принимавшие решение об аресте, должны быть лишены возможности рассматривать уголовное дело этого человека", - считает Тамара Морщакова.

Правосудие под контролем?

Отдельный вопрос - предложение по созданию новой службы, подчиненной Судебному департаменту при Верховном суде России. Она могла бы и защищать судей, и контролировать их. Идею высказал на конференции Михаил Барщевский. Но само предложение обсуждается экспертами достаточно давно. Напомним, недавно был принят закон, обязавший судей обнародовать внепроцессуальные обращения, когда кто-то, не причастный к делу, пытается так или иначе повлиять на результат. Письменные обращения публикуют в Интернете, однако процедура придания гласности устных просьб пока не отработана. Если судью кто-то попросил в неформальной обстановке: мол, нельзя ли сделать так-то и так-то, - сообщит ли человек в мантии о такой беседе всему миру? Многие эксперты полагают, что логичным было бы сделать следующий шаг: создать внутри судейского сообщества своего рода службу собственной безопасности, которая могла бы проверять самих судей. Принципиальный момент: такая служба не может входить ни в ФСБ, ни в МВД, ни в прокуратуру. Иначе никто не сможет поручиться за независимость судьи. Спасет ли положение включение такой структуры в состав судейского сообщества? Мнения экспертов расходятся, у идеи есть не только сторонники, но и противники со своими аргументами. Чей взгляд победит, сказать трудно.

Кстати

Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил на конференции "20 лет Конституции России: институты правового государства, гражданское общество и законотворческий процесс", что за прошедшие два десятилетия "органы прокуратуры имели уникальный опыт по осуществлению правозащитной деятельности". В целях защиты гражданских прав сотрудники прокуратуры ежегодно подают в суды около миллиона исков, из которых 95 процентов удовлетворяются. По словам Юрия Чайки, благодаря вмешательству прокуроров ежегодно до полумиллиона граждан восстанавливают свое право на своевременную оплату труда.

Ежегодно прокуроры отменяют около 2,5 млн постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и более 400 тысяч решений о приостановлении и прекращении расследований; за последние три года сотрудники ведомства устранили около 12 миллионов нарушений прав участников уголовных процессов.

А первый заместитель председателя Верховного суда России Петр Серков рассказал собравшимся, что "именно действующая Конституция возложила правозащитную функцию на судебную власть". Так, за минувшие два десятилетия суды общей юрисдикции страны рассмотрели 133 млн гражданских дел, 22 млн - уголовных, 60 млн - административных и еще 36 млн - материалов об исполнении судебных решений. "Постоянно возрастающая нагрузка на суды в последние годы - признак доверия граждан", - заявил он.

Судебная система