Восток у нас Дальний, но беды его россияне восприняли близко к сердцу. Знали о происходящем 98% россиян. За тем, что происходит в затопленных регионах, следили три четверти жителей России, причем половина уделяла этим новостям особо пристальное внимание. Всего 13% респондентов сводками с Дальнего Востока, по их словам, не интересовались.
Важное отличие от прочих случаев ЧП, которых за последние годы в России было немало,- критика в адрес властей на этот раз звучала намного реже. Половина опрошенных считает, что работы по оказанию помощи пострадавшим были организованы хорошо, и лишь примерно каждый пятый (19%) оценил их со знаком минус.
29 сентября в России прошел телемарафон "Всем миром", во время которого шел сбор средств для пострадавших. 47% об этой акции знали, еще 29% хотя бы что-то слышали. А каждый четвертый житель России и сам пожертвовал деньги в помощь регионам, терпящим бедствие.
Граждане проявляли в ходе этой акции свои лучшие человеческие качества. Это был как раз тот случай, когда очень кстати в "информационном поле" оказались знаменитости и вип-персоны. Опрошенные отмечали, что им хорошо запомнились обращения с призывами помочь Дальнему Востоку, которые звучали из уст Владимира Путина, Сергея Шойгу, Дмитрия Медведева, а также известных актеров, спортсменов, певцов, музыкантов и др. Хотя решение пожертвовать деньги люди все-таки принимали самостоятельно, не по указке. 35% не видели и не слышали телеобращений, 16% затруднились с ответом, однако это не помешало им участвовать в благотворительных акциях.
Как правило, люди перечисляли в помощь пострадавших достаточно скромные суммы - от 50 до 300 рублей. 3% россиян жертвовали больше, а 8% сказали, что деньги перечислили, но сколько именно - не сказали.
Если говорить только о телемарафоне, то в рамках этой акции деньги пострадавшим смог перечислить каждый четвертый респондент (25%). Самыми активными оказались москвичи (31%), люди с доходом свыше 20 тысяч рублей в месяц, россияне с высшим образованием (36%). Свою лепту внесли и те, кого социологи ФОМ называют "люди XXI" - продвинутые, активные, обеспеченные, сторонники разного рода реформ и инноваций. А 58% участников телемарафона, как выяснилось, перечисляли деньги в помощь Дальнему Востоку уже не в первый раз.
63% участников только поддерживают массовые благотворительные акции в СМИ. Но есть и противники - их оказалось 6%. Аргументы "за" вполне прозрачны: людей нельзя оставлять в беде, тем более что случиться она может с каждым, "с миру по нитке - голому рубашка", такие акции раскрывают лучшие человеческие качества, именно общий порыв помогает России объединиться - говорили респонденты. Возражения их оппонентов сводились к тому, что "помогать должно государство" или страховщики. Некоторые респонденты боялись, что деньги "не дойдут до пострадавших".
Но в явном большинстве были те, кто готов помогать согражданам без лишних вопросов и оглядки на государство. 57% россиян (и 69% участников благотворительных акций) уверены, что сбор средств для пострадавших необходим вне зависимости от того, как с этой задачей справляется государство. Треть (32%) считают, что такие акции нужны, когда госсредств не хватает.