К подъемам по тревоге Российской армии уже не привыкать - только в этом году ее боеготовность и мобильность оценивали шесть раз. Однако сигналы, неожиданно полученные в среду дежурными расчетами и экипажами стратегических сил сдерживания и Войск воздушно-космической обороны, стоят в этом списке особняком. Прежде всего, на боевые позиции, пожалуй, впервые одновременно вывели атомные подлодки, стратегические бомбардировщики и ракетные комплексы РВСН. Затем прошла команда на реальные пуски. Раньше такие задачи наземные, воздушные и морские "стратеги" решали, как правило, самостоятельно.
Новая проверка "уложилась" в единый сценарий Генштаба. Кроме того, в ней, опять же впервые, активно задействовали средства контроля за воздушным и космическим пространством, а также системы ПВО и комплексы противоракетной обороны.
Вот как все выглядело на практике. В РВСН тревога подняла на ноги дежурные расчеты 13-й и 14-й ракетных дивизий. Пуска было два, оба - по полигону Кура на Камчатке. Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20В "Воевода" стартовала из шахты позиционного района Домбаровский в восточном Оренбуржье. А РС-12М "Тополь" запустили с космодрома Плесецк. Боевые блоки преодолели более 6 тысяч километров и легли, что называется, в яблочко.
В это же время учебный ядерный удар по Куре нанесла из Баренцева моря стратегическая подлодка "Брянск". Хотя ее экипаж стрелял из подводного положения и на большую - свыше 5,5 тысячи километров дальность, пуск межконтинентальной баллистической ракеты был успешным. Таким же он оказался у тихоокеанских моряков атомохода "Святой Георгий Победоносец", которые из акватории Охотского моря и тоже их подводного положения точно накрыли цель на северном полигоне Чижа. В обоих случаях на морских полигонах велась запись телеметрической информации: на Северном флоте ее обеспечил экипаж большого противолодочного корабля "Североморск", а на ТОФе - моряки командно-измерительного комплекса "Маршал Крылов".
В Дальней авиации задачи внезапной проверки решали шесть экипажей самолетов Ту-90МС с авиабазы Энгельс (Саратовская область). Причем в небе главным образом действовали молодые летчики и штурманы, что, впрочем, не повлияло на результаты боевой работы. Пройдя парами по самостоятельным маршрутам в северных широтах, экипажи успешно выполнили пуски трех крылатых ракет по целям на полигоне Телемба.
А за тысячи километров от родных мест новые районы полетов освоили пилоты двух стратегических бомбардировщиков Ту-160. По словам командующего Дальней авиации Анатолия Жихарева, в среду они перелетели с аэродрома Майкетия (Венесуэла) в никарагуанскую столицу Манагуа. А по пути почти три часа барражировали над нейтральными водами Карибского моря. Так что на карте боевого патрулирования наших воздушных "стратегов" появились новые маршруты.
Что же касается участия во внезапной проверке Войск воздушно-космической обороны, то они не были в роли статистов. Например, дивизион комплексов "Искандер-М" Южного военного округа после переброски на полигон Капустин Яр выполнил пуск оперативно-тактических ракет. А бригада комплексов "Точка-У" Центрального военного округа, оперативно переподчиненная ЮВО, точно поразила две цели на расстоянии более сотни километров. Одновременно на другом астраханском полигоне - Ашулук были проведены стрельбы из зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С", систем ПВО С-300, С-400 и Бук-2М. А на полигоне Приозерск успешно отработал по баллистической цели многоканальный комплекс противоракетной обороны.
Герасимов сказал, что все эти результаты сейчас обобщают для подробного доклада Верховному главнокомандующему. Но уже ясно, что стратегические ядерные силы внезапную проверку выдержали.