Можно себе представить, какой получился бы скандал, если кто-либо из министров приехал в Елисейский дворец, скажем, на "БМВ" или, не дай бог, "Мерседесе". Только на французской "тройке" - "Пежо", "Ситроене", "Рено". Таков порядок. Впрочем, даже если высокопоставленному "слуге народа" - Пьеру или Жану - захотелось раскатывать на "иностранце", у него это не получилось бы по той причине, что пополнение автопарка министерств и ведомств во Франции происходит исключительно через государственный закупочный центр UGAP. В его же каталоге представлены "стальные кони" только из упомянутых национальных гигантов.
Этот центр работает на государственные структуры, обеспечивая их всем необходимым и по божеским ценам. Что касается автомобилей, то "угаповцам" удается получать на них скидки вплоть до 40, а иногда и более процентов от исходной стоимости.
Как рассказывала "РГ" эксперт по автомобильному рынку журнала "Аутоплюс" Сандрин Дарре, времена, когда руководители министерств могли рассчитывать на машины "бизнес-класса", такие как, скажем, "Пежо 607" или "Ситроен С 6", канули в Лету. Сейчас, по ее словам, всему высшему чиновничеству Франции спущено из Елисейского дворца указание вести себя скромнее. Как говорят французы, наступили времена "тощих коров", то есть с деньгами у государства дела обстоят из рук вон плохо. Надо экономить на всем, включая автотранспорт. Кстати, пример показал сам Франсуа Олланд, выбравший в качестве официальной машины "Ситроен" среднего класса - DS5, базовая модель которой стоит порядка 30 тысяч евро. Понятно, что его DS5 обошелся государству дороже - ведь его надо было снабдить спецсвязью, а также бронировать.
Так вот нынешним министрам через все тот же UGAP закупили авто "среднего" или, как здесь его называют, "фамильного" класса. В основном "Пежо 508" - этой моделью пользуются, в частности, главы французских МВД, МИДа, министерства спорта. А вот министр транспорта Фредерик Кювилье пересел на скромных размеров "Пежо 308". Наверное, посчитал, что престижнее - не ездить в лимузине, раздувая щеки, а эффективно работать на благо отечества.
Многих чиновников, которые до прихода Олланда могли рассчитывать на "государевы колеса", вообще лишили доступа к ним. Так, если раньше ближайшие сотрудники того или иного министра обеспечивались служебными автомобилями, то сейчас этой привилегией пользуется только начальник его кабинета. Эта мера также укладывается в рамки нынешнего "затягивания поясов": рассчитанная на несколько лет и начатая еще прежним правительством программа сокращения государственного автопарка на 10 тысяч единиц должна быть завершена к концу этого - началу будущего года.
Что касается руководителей региональных структур самоуправления, то они приобретают автотранспорт, черпая средства из местного бюджета. Правда, опять-таки через UGAP и на основе определенных Парижем принципов.
В целом же использование машин чиновникам строго регламентировано. Только по служебным нуждам. Правда, руководителям ведущих министерств, таких как иностранных и внутренних дел, обороны, по соображениям безопасности разрешено ими пользоваться на постоянной основе.
Как поведала Сандрин Дарре, расход горючего госавтопарком находится под жестким контролем и осуществляется в рамках лимита, отведенного на то или иное ведомство. Однако без фанатизма: служебная необходимость учитывается при всех обстоятельствах. Использование автотранспорта в личных целях, допустим, отправить шофера вместе с женой за покупками, дело во Франции очень рискованное. Достаточно такой информации попасть в прессу, и карьера в лучшем случае будет подпорчена, в худшем - завершена. Французские чиновники об этом хорошо знают и стараются не подставляться. Тем более если учесть, что репортеры, в частности из журнала, где работает Сандрин, регулярно устраивают "проверки на дорогах". Садятся на хвост тому или иному министру и катаются за ним, засекая нарушения. Нарушения правил дорожного движения не раз фиксировались, а вот нецелевого использования служебной машины - пока нет.