Как подчеркивают градостроители, главная идея состоит не в том, чтобы просто вывести метро за пределы столицы, а в том, чтобы перехватить пассажиропоток при подъезде к городу: в Котельниках выделена площадка под большой транспортно-пересадочный узел, где обещают построить автовокзал и перехватывающие парковки.
Дождались
Напомним, сегодня в район Жулебино пришло долгожданное метро: в субботу первые поезда с пассажирами пошли по новому участку фиолетовой ветки. Таким образом, Таганско-Краснопресненская линия продлилась от "Выхино" еще на две станции вниз, и 220 тысяч жителей труднодоступного района смогут сэкономить около получаса (если без пробок) для поездки в центр. Станции "Жулебино" и "Лермонтовский проспект" находятся за пределами МКАД, на границе с Люберцами.
Планы продлить фиолетовую ветку строились с 90-х годов, но стройка так и не начиналась. В 2010 году истосковавшиеся по транспортной доступности жители Жулебина устроили молебен в храме Иоанна Кронштадтского о ниспослании метрополитена. В 2011 году в районе начались строительные работы. Открытие неоднократно откладывалось: одной из причин стали сильные дожди, из-за которых пришлось укреплять стенки тоннеля. Перед запуском нового участка по нему четыре дня ходили тестовые поезда.
- Мы открыли станции на 10 месяцев раньше срока, стандартного для таких объектов, - говорит Андрей Бочкарев. - Задержка на несколько дней - рабочий момент, всякое бывает, с учетом такого опережения графика об этом даже стыдно говорить. А кто спекулирует на этой теме - пусть придет и построит метро быстрее.
- Несмотря на ускоренный темп, мы провели все необходимые испытания и убедились в надежности конструкции, - заверил начальник Московского метрополитена Иван Беседин.
Жители Жулебина столпились у новой станции и открытие встретили криками "Ура!"
- Мы и по два, и по три часа тратили на поездку до Выхино на автобусе. Наконец-то достроили! - радуются жители. - Лужков и Гаев (предыдущие мэр и начальник метро - прим. авт) только обещали, а Собянин и Беседин - сделали!
- Сегодня у нас настоящий праздник, - сказал префект Юго-Восточного административного округа столицы.
Первые полчаса вход на станцию был бесплатным, жители приходили семьями, обнимали колонны на станции, фотографировали в вагонах детей.
- Еще наездитесь здесь, - улыбается пожилой мужчина с палочкой.
Что жулебинцу хорошо...
А вот жители самого Выхино, напротив, ждали открытия новых станций без особой радости. По утрам здесь просто транспортный коллапс, ведь на Выхино садятся в метро жители Подмосковья и отдаленных районов Москвы, которые приезжают в столицу на электричке и автобусе. По мнению некоторых жителей Выхино, новые станции не решат проблему.
- В вагон утром и так не войти: поднимаешься на перрон, а там стена из людей, - рассказывает Оксана, жительница улицы Красный Казанец. - И это еще когда "Выхино" было конечной станцией. А теперь поезда будут доходить до нас уже переполненными. Кроме того, жулебинцы приезжали на маршрутках, а самый большой поток идет с электрички - приезжают из Жуковского, Раменского... Транспортную проблему нужно решать в комплексе, продумать, куда девать пассажиров с электрички - все равно они будут ехать на Выхино, в Жулебино железной дороги нет... Ну построили еще две станции - а дальше-то что?
- Мы снимем 40 процентов пассажиров с "Выхино", самого напряженного транспортного узла, через который сегодня проходит 370 тысяч человек. Больше людей там садиться не станет - произойдет их перераспределение по двум новым станциям, - пообещал Иван Беседин. - Кроме того, увеличим количество поездов в межпиковое время. В час пик, к сожалению, этого сделать не удастся: 38 пар поездов, которые курсируют на Таганско-Краснопресненской линии - это предел.
Желто-зеленое метро
Теперь метро в шаговой доступности получили 90 процентов жителей Жулебино, а пока шло строительство - котлованы были разрыты чуть ли не у подъездов, погибло немало деревьев. Теперь зеленые насаждения восстановили - посадили 489 деревьев и 2,4 тысячи кустарников, и даже более того - по словам префекта ЮВАО, на улице генерала Кузнецова, где находится станция "Жулебино", планируется построить парк метростроителей.
Дизайн самих станций выполнен в позитивной расцветке: от оранжевого через желтый к светло-зеленому, вестибюли, ближайшие к центру Москвы, выполнены в оранжевом цвете, а противоположные - в зеленом, что является дополнительным элементом навигации. По тому же принципу раскрашены и стены вдоль путей. Обе станции расположены не очень глубоко под землей, оборудованы лестницами и лифтами для инвалидов.
На 3 километра сократится дальность подвоза жителей Люберец к ближайшей станции метро
На 9, 4 тысячи человек сократится нагрузка на станцию Выхино в часы пик (с 36,4 тысячи до 27 тысяч человек)
За 2 с небольшим года был построен новый отрезок
90 процентов жителей Жулебино смогут ходить до метро пешком