- Предполагается расширить Кольскую платинометалльную провинцию в пределах Федорово-Панского массива, - подчеркнул заместитель министра. - Речь идет о строительстве горно-обогатительного комбината на базе месторождения платиноидов в Федоровой тундре, этот проект сейчас обсуждается, объем инвестиций в него составит около трех миллиардов рублей.
До сих пор в России горнодобывающие компании разрабатывали месторождения платиноидов, открытые в советское время. Основными районами добычи были Нижнетагильский район около Соловьиной горы (Свердловская область), Кондер в Амурской области, Инагли в Якутии и месторождение Левтыринваям в Корякии. Но добыча на них фактически исчерпана, поэтому "платиновый проект" на Кольском полуострове имеет особое значение. Эксперты считают, что минимальная стоимость ресурсов этого месторождения составляет около 27 миллиардов долларов.
Еще один проект минерально-сырьевого комплекса касается разработки Африкандского месторождения перовскито-титаномагнетитовых руд в Мурманской области. Напомним, перовскитовый концентрат служит сырьем для получения диоксида титана, редких и редкоземельных металлов (РЗМ). Речь идет о титане, ниобии, тантале и их многочисленных соединениях, без которых невозможно развитие современной высокотехнологичной промышленности.
Правда, первоначальные сроки проектирования нового ГОКа в Африканде выдержать не удалось. Ранее шла речь о том, чтобы начать проектировать комбинат уже в декабре 2013 года, но из-за бюрократических проволочек начало проектирования пришлось перенести на весну 2014 года, сообщили в компании, с которой Кольский научный центр РАН заключил соглашение о разработке перовскитов. Проект потребует около восьми миллиардов рублей. По предварительным прогнозам, срок окупаемости проекта составит около восьми лет. Частный бизнес вложит в него около 20 процентов средств, остальные деньги инвестируют крупнейшие банки с государственным участием, переговоры с которыми продолжаются.
- Сейчас мы дорабатываем технологию, производим и тестируем опытные образцы перовскитового концентрата, - отметил директор компании Андрей Тренин. - Выяснилось, что содержание диоксида титана в нем больше, чем в том титановом сырье, которое сегодня поставляется в Россию с Украины. Если в Заполярье удастся наладить промышленное производство перовскита, то российские производители титана смогут перестать зависеть от украинских поставщиков.
Такие же перспективы существуют и в отношении редкоземельных металлов, содержащихся в перовските. Ученые КНЦ РАН отмечают, что содержание РЗМ в этом минерале составляет около четырех процентов. Но в реальности оно может оказаться существенно выше, считает Андрей Тренин. Для сравнения: в лопаритовом концентрате, который производится на Ловозерском ГОКе, содержится около 35 процентов редкоземов. Однако специалисты отмечают, что перовскит по своему составу выигрывает, в нем больше редкоземельных элементов средней и тяжелой группы, самых дорогих и дефицитных.
Главная проблема, которую должны решить многомиллиардные вложения в экономику российской Арктики, - это низкая производительность труда. Сегодня арктические регионы РФ уступают по этому показателю своим северным европейским соседям в 2,3 раза, подчеркнул Сергей Вахруков.
Удельный вес региональной наукоемкой инновационной продукции и услуг Арктической зоны в общем объеме продаж должен увеличиться в 2,7 раза, а производительность труда предстоит поднять к 2020 году в 2,5 раза.
Замминистра отметил, что минрегион недавно внес в правительство РФ проект программы по развитию Арктической зоны до 2020 года. Итогом этой работы в течение ближайших пяти лет должен стать рост доли Арктической зоны в валовом внутреннем продукте РФ с нынешних 5,6 до 14 процентов.
Владимир Маслобоев, заместитель председателя президиума Кольского научного центра РАН по научной работе:
- Дело не в том, сколько денег федеральный центр намерен выделить на развитие Арктической зоны, а в том, на что их предполагается потратить. Сейчас много говорят об экологическом ущербе, нанесенном Арктике, об ее очистке, о вывозе мусора с Земли Франца-Иосифа. Я не говорю, что не нужно этого делать, но надо понимать, что каждый килограмм вывезенного мусора будет сравним по цене с тонной апатитового концентрата, а то и никеля. Если деньги будут действительно вложены в инфраструктуру Арктики, на дороги и прочие объекты, необходимые бизнесу, то это замечательно. Но если средства пойдут на громкие проекты, наподобие экологических, но вряд ли этому стоит очень радоваться.