05.12.2013 14:36
Культура

Композитор Баневич рассказал "РГ", как у него украли авторские права

Композитор Сергей Баневич не может доказать права на собственное музыкальное произведение
Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №0 (6251)
В ближайшее время в России может появиться Федеральная служба по охране авторских прав. Как полагают инициаторы создания нового надзорного органа, существующая в настоящее время некоммерческая организация "Российское авторское общество" с возложенными на нее обязанностями не справляется. В Петербурге, где количество творческих личностей особенно велико, примеров тому немало. Корреспонденту "РГ" рассказали одну такую печальную историю.
Читать на сайте RG.RU

От перестановки мест слагаемых…

Петербургский композитор Сергей Баневич известен преимущественно детскими произведениями. Но и многим взрослым памятна его музыка к фильму "Завещание профессора Доуэля" и пронзительная мелодия из киноленты о Никколо Паганини (позже она стала известна как песня "Дорога без конца"). Вообще, он автор музыки к более чем 30 фильмам, но главным делом своей жизни композитор считает творчество для детей. Баневич написал более десятка произведений для детского театра, в том числе на известные всему миру сюжеты Ганса Христиана Андерсена про Стойкого оловянного солдатика, Русалочку, Кая и Герду. Благодаря последней истории в его жизни появилась своя Снежная королева и безуспешные попытки сложить из осколков зеркала нужное слово.

Впервые Сергей Баневич обратился к сказке Андерсена о храброй девочке, спасшей своего друга от холодного равнодушия, в 1980 году. Опера получила название "История Герды и Кая" и была зарегистрирована как авторское произведение во Всесоюзном агентстве по авторским правам. Однако через полтора десятилетия на его базе по авторскому договору заказа с Мариинским театром Баневич создал еще одно самостоятельное произведение - "История Кая и Герды" (редакция 1996 года), которое, в свою очередь, в 2009 году послужило основой для редакции под названием "История Кая и Герды (Снежная королева)". Удивительно, но человеку, который складывает такую разную музыку всего из семи нот, не пришло в голову, что от перестановки слов ситуация меняется не столь кардинально.

- В 2000 году Сергей Петрович передал права на ряд своих произведений другому человеку, в списке значилась редакция 1980 года "История Герды и Кая", - рассказала корреспонденту "РГ" вице-президент Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных Татьяна Иванцова. - Однако редакция 1996 года музыки оперы "История Кая и Герды" является самостоятельным музыкальным произведением, а редакции 2009 года на тот момент вообще еще не существовало.

Из трех произведений на одну и ту же тему со сцены сейчас звучит только последнее - "История Кая и Герды (Снежная королева)". В Мариинском театре спектакль сняли, когда сгорели театральные мастерские и склад декораций. А вот вариант, поставленный по "третьей версии" в Новосибирском академическом театре оперы и балета, идет с большим успехом. Имя Баневича красуется на всех афишах, но вот уже более трех лет он не получает авторских отчислений. Причина - в той самой путанице названий. Правообладатель первой версии полагает, что и остальные "вариации на тему" тоже его собственность. Театр деньги перечисляет, но, пока идет спор, выгоду на совершенно законных основаниях, возможно, получают посторонние лица.

Новосибирск - Петербург - Москва

Дело в том, что выплата авторских отчислений осуществляется в нашей стране преимущественно через специально созданное передаточное звено. Российское авторское общество (РАО) создавалось авторами и иными правообладателями как негосударственная некоммерческая организация для управления авторскими правами на коллективной основе. Регистрация автором произведения в РАО - не обязанность, а право. Считается, что так удобнее. Большинство государственных театров предпочитают выплачивать "авторские" именно через посредника, чтобы не возиться с перечислением средств отдельно композитору, либреттисту, автору костюмов и декораций и так далее. Не исключение и Новосибирский театр оперы и балета.

"РАО не вправе участвовать в споре об обладании правами на произведение, - письменно разъяснила Баневичу первый заместитель генерального директора Российского авторского общества Вера Федотова. - Именно поэтому авторское вознаграждение, поступающее от Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, бронируется РАО впредь до момента разрешения конфликта".

Анонимные авторские

Сначала представители РАО лукавили: конфликт по поводу авторских прав на произведение только тогда является основанием для признания их спорными, когда зарегистрирован в суде. В случае с "Историей Кая и Герды (Снежная королева)" в начале разбирательства этого не было. Однако в ближайшее время композитор намерен обратиться в суд с формулировкой: "За защитой своих авторских прав с взысканием с Российского авторского общества процентов за пользование моими денежными средствами с 2009 года по настоящее время и компенсацией всех расходов, связанных с судом". Его оппонент тем временем узаконил позицию РАО, обратившись в суд по поводу признания права на "третью редакцию".

Как пояснили корреспонденту "РГ" в Российском авторском обществе, организация, представляющая интересы более 25 тысяч творцов и иных правообладателей, предпочитает "оставаться над схваткой".

Теоретически спорные деньги сейчас должны никому не перечисляться и оседать на счетах РАО. Однако о каких суммах идет речь, замешан ли в конфликте кто-то, кроме Сергея Баневича и человека, которому он 13 лет назад передал права на "Историю Герды и Кая", а также прочие подробности выяснить не представляется возможным.

- Выплаты авторских отчислений мы не комментируем, - заявила пресс-секретарь РАО Марина Мурадова. - Это конфиденциальная информация.

Однако если Федеральная служба по охране авторских прав будет создана, то сведения о перечисляемых доходах все же придется раскрывать. Согласно предварительной информации, службу создают преимущественно в целях контроля, основными объектами которого, помимо РАО, станут Всероссийская организация интеллектуальной собственности и Российский союз правообладателей. Ко всем трем у обиженных авторов есть претензии финансового характера.

Кстати

Несколько лет назад в ловушку Российского авторского общества попал другой известный петербургский композитор Андрей Петров, ушедший из жизни в 2005 году. В 2003 году вышли в свет два диска с его музыкой, оформленные художником якобы в дар маэстро. Однако спустя семь лет после смерти Андрея Павловича музыкальная компания "Бомба-Питер" получила претензию от некоего Александра Фалдина как правообладателя художественного оформления.

- Мне будет очень неуютно, если подобные люди будут жить за счет тех, кто не прячется, кто работает, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор и продюсер музыкальной компании "Бомба-Питер" Олег Грабко. - Я предлагал истцу разумную сумму компенсации за "ранимость его души", на самом деле просто был готов оплатить его подарок Петрову. Он отказался, ему надо много. После нашего разговора он удвоил претензию - до 400 тысяч рублей.

Несмотря на сроки давности и лицензионные договоры, суд встал на сторону РАО как представителя истца. "Бомба-Питер" уже выплатила художнику 300 тысяч.

Классика Санкт-Петербург Северо-Запад