В Брянске пойма реки Десны напротив Флотской улицы была одним из мест отдыха и радовала горожан полутора сотнями гектаров луга, озер и дубовых рощиц. Однако областные власти незаметно провели конкурс и продали эти гектары одной из строительно-развлекательных компаний. То, что произошло потом, экологи назвали катастрофой, а местные жители - кощунством. Рощу начали выпиливать, а пойму Десны, которая почти каждый год заливается вешними водами, стали засыпать шлаком и грязным песком, похожим на обычный мусор. Забыли о мамах с детьми, о пляже, о футбольной площадке и луге с очаровательными озерками. Все это оказалось зажато страшными бурыми валами. Местные жители говорили, что их деды раньше даже скот пасли там, где с начала строительства образовалась огромная ржавая лужа грязи.
Эколог Александр Мудров заявил, что если бывшие луга покроются пятиметровым слоем шлака или грунта, отрава неминуемо пойдет в Десну. Местные жители пикетировали стройку, но ее хозяева по другую сторону забора были невозмутимы. Они заявили на встрече с губернатором Николаем Дениным, что первый дом заселят в течение полутора лет. А всего их будет четырнадцать, не считая торгового центра площадью почти десять гектаров.
Однако через некоторое время суд запретил компаниям вести строительные и подготовительные работы в пойме Десны. Экологи требовали признать недействительными договоры аренды побережья Десны, а также прекратить стройку и привести луг в первоначальный вид. Они заявили: "Поскольку строительство ведется на заливаемых весной лугах, последствия непредсказуемы. Потребуется проведение исследований для предотвращения затоплений и проведение соответствующих работ. Все эти расходы будет вынуждено взять на себя муниципальное образование".
Строительству препятствовало и законодательство, ведь более 148 гектаров включают в себя урочище "Деснянский лесопарк", то есть являются рекреационной и водоохранной зоной. Причем эти границы прочертил еще в 1979 году горисполком. Земельный кодекс России оберегает такие земли. Статья 85 говорит, что городские леса, скверы, парки, сады, пруды, озера используются лишь для отдыха граждан и туризма.
Правоту экологов подтвердила весна нынешнего года: многоэтажные дома стояли посреди паводковых вод, как аисты. Суд запретил Брянской городской администрации не только выдавать разрешительную документацию, но и велел приостановить действие ранее выданных разрешений. Бежицкий районный суд в мае нынешнего года принял обеспечительные меры - строителям запретили вести работы. Областной суд подтвердил правоту коллег. Однако застройщики снова отправились отстаивать свои интересы к людям в мантиях. Представители компаний доказывали, что нужно сдавать жилье дольщикам, как это предусмотрено документами, выданными городской администрацией.
Дома, по их словам, должны быть введены в эксплуатацию уже в январе 2014 года. И тот же Бежицкий суд внял доводам, частично отменив обеспечительные меры. Строителям разрешили прокладывать сети, сооружать насосную стацию, бурить артезианскую скважину.
Экологи снова отправили жалобу в областной суд, и он пришел к выводу, что если работы продолжить, то это не позволит восстановить луга в прежнем виде. По мнению областной фемиды, частичная отмена обеспечительных мер была сделала Бежицким судом преждевременно и без достаточных оснований. Ссылки на то, что дом не сдадут вовремя, не позволяют выносить неправедные решения.
Руководитель общественной организации "Брянские экологи" Дмитрий Комков сообщил "РГ", что даже решение суда поначалу не смогло остановить работы: "В выходные забивали сваи под будущий торгово-развлекательный центр. Мы пожаловались в понедельник приставам - все работы прекратили. Весной был не самый сильный паводок, однако "берега" насыпи обрушивались, рухнула линия освещения объекта. Застройщик полностью засыпал одно пойменное озеро и частично - второе".
По сведениям Росгидрометцентра, зима 2014 года ожидается более снежной. Уровень затопления поймы Десны будет выше, и это, по мнению экологов, чрезвычайно опасно для будущих жильцов новых домов. Дольщиков, которые стали заложниками этой истории, несколько сотен. Дмитрий Комков заявил "РГ", что "Брянские экологи" выступают категорически против застройки всех пойменных территорий, так как у города достаточно земли для массового жилого строительства: "Наше экологическое общество не раз выступало против изменения, сокращения рекреационных территорий в городе. Так было с проектом застройки АЗС в урочище Заставище, с попыткой "освоить" урочище Соловьи. Мы были против сокращения границ оврагов в центре Брянска, поскольку они являются памятниками природы. Сохранив городские леса сегодня, подарим свежий воздух для наших детей завтра".
Очевидно, вся эта история даже не началась бы, если бы строительство в поймах не поддерживала областная власть. Однако она не раз высказывалась за рискованные проекты, ссылаясь на возможность получить якобы дешевое жилье для льготных категорий населения. Губернатор Николай Денин год назад, когда вешние воды еще не омыли высотки домов на Флотской, заявил: "Хорошо, что Брянск становится центром притяжения, вызывает интерес у тех, кто готов вкладывать сюда средства и создавать новые рабочие места. Власть обязана создавать условия для конкуренции. Надо собрать всех жителей улицы Флотской, поговорить, объяснить людям все. В чем мы их ущемили? Какую экологию нарушили?"
Сегодня таких оптимистичных заявлений чиновники уже не произносят, но и взять на себя вину за тупик, в который уперся проект, тоже не хотят.