19.12.2013 00:46
Экономика

Таможенный союз и Украина в 2014 году хотят снять технические барьеры

Таможенный союз и Украина в 2014 году хотят снять барьеры для взаимного движения товаров
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (6262)
Россия и Украина пошли на сближение по чисто экономическим причинам. "Мы не хотим окончательно потерять друг в друге выгодных партнеров", - объяснил журналистам причину резкого потепления отношений между странами министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов. Его коллега, министр по торговле ЕЭК - экономической комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Андрей Слепнев, подтвердил: показатели взаимной торговли катастрофически сокращаются. Требуются срочные меры.
Читать на сайте RG.RU

Два года назад совокупный товарооборот между странами Таможенного союза и Украиной превышал 60 миллиардов долларов. В 2012-м он сократился на 4,7 процента, составив немногим более 58,3 миллиарда. В январе-сентябре нынешнего года, по данным ЕЭК, падение достигло уже 16 процентов. Не впечатляющий результат в деньгах - 36,6 миллиарда долларов.

"Снижение показателей не объясняется одним лишь уменьшением объемов закупок Украиной российского газа (за 11 месяцев, по информации Укртрансгаза, снижение составило 15,5 процента до 25,7 миллиарда кубометров - авт.), - констатировал Андрей Слепнев. - Ситуация гораздо более серьезная". Торговле, по его словам, мешают защитные меры, технические барьеры, неопределенность в отношениях двух стран. "Отсутствие ясности в последние месяцы больше всего вредило связям между бизнес-партнерами" - признал Слепнев.

С нового года Украина будет покупать газ у России по сниженной цене

С последним вопросом, президенты России и Украины вроде бы разобрались. Теперь предстоит "восстановить взаимное доверие". Таможенный союз и Украина уже в 2014 году планируют снять технические барьеры для взаимного движения товаров. Такая договоренность, как уточнил министр ЕЭК, была достигнута по итогам третьего заседания диалога по торговым вопросам между ТС и Украиной в среду в Москве. "Мы собираемся в январе согласовать "дорожную карту", а в течение следующего года, по возможности, сделать всю основную работу, которая позволит предприятиям наших стран по согласованной номенклатуре товаров достичь режима свободного перемещения без технических барьеров", - пояснил Андрей Слепнев.

Игорь Прасолов конкретизировал надежды украинских производителей. "Нужно, чтобы они могли легко, спокойно с минимальными затратами времени и денег поставлять свои товары в Белоруссию, Россию и Казахстан. Чтобы, если украинский завод отправляет продукцию, скажем, в Россию, он мог бы еще на территории Украины проходить сертификацию в аккредитованном ЕЭК центре и получать все необходимые документы. Сейчас наши предприятия вынуждены обращаться в российские органы сертификации, что сильно усложняет и затягивает дело" - посетовал украинский министр.

Сама Украина в начале 2014 года обещает принять решение о либерализации ограничительных мер по ввозу автомобилей на свою территорию. Либерализация, по словам Прасолова, будет проходить постепенно, после того, как министерство проведет встречу с автопроизводителями. Это необходимо, поскольку эта мера затрагивает их интересы.

Улучшения ситуации с товарооборотом между ТС и Украиной в Евразийской экономической комиссии ожидают уже в следующем году, хотя от конкретных прогнозов воздерживаются. Зато Андрей Слепнев назвал другие цифры. По его словам, если все планы, которые сейчас приняты по межотраслевой кооперации, по снижению технических барьеров, по энергетике, будут реализованы в течение 2014-2015 годов, и территории ТС, и на территории Украины благодаря росту взаимных поставок будет создано дополнительно около 300-400 тысяч рабочих мест.

Россия купит украинских еврооблигаций на 3 миллиарда долларов

Кроме того, Украина за счет снижения цен на российский газ повысит конкурентоспособность своей продукции. Игорь Прасолов уточнил, что, прежде всего, это коснется химической продукции. "И самое главное, как мы рассчитываем, это увеличит инвестиционный спрос, который нам очень важен", - сказал украинский министр.

Отвечая на вопрос о возможных причинах столь резкого изменения в отношениях между Россией и Украиной, Прасолов сослался на чисто экономические расчеты. Он призвал не искать в этом политические причины, связанные с движением Украины в Евросоюз или Таможенный союз, не говорить о сдаче чьих-то интересов и уж точно не объяснять появление новых перспектив во взаимном сотрудничестве альтруизмом со стороны России. По мнению украинского министра, пересмотр цены на российский газ, поставляемый на Украину, отвечает не только украинским, но и российским интересам. Он напомнил, что Киев настаивал на покупке российского газа по европейской цене, за вычетом издержек на транзит. После того, как Россия не уступила, Украина начала реверсные поставки российского газа из Европы. Он оказался более дешевым, чем тот, который Украина получала по прямым поставкам из России.

"Я думаю, российская сторона прекрасно понимала, что она начинает терять украинский рынок, - предположил Прасолов. - Этот рынок большой и интересный для России, поэтому она пошла на компромисс. Точно также и мы не хотели бы потерять рынок Таможенного союза. Так что здесь нет никакого альтруизма, все решения основаны на чисто коммерческом расчете". По поводу покупки украинских еврооблигаций за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) Прасолов напомнил, что речь идет о пяти процентах за обслуживание долга. "Мы должны будем где-то находить деньги, чтобы обслуживать и выплачивать долг. Здесь я тоже никакой благотворительности со стороны России не вижу", - резюмировал он.

ВЭД Таможенный союз (ТС)