Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.
Ситуация с Украиной показала, что кроме "европейской мечты" о лучшей жизни ничего конкретного предложить странам на постсоветском пространстве ЕС не в состоянии. Причем в обмен на так называемые "европейские ценности" Брюссель рассчитывает получить от "мечтателей" беспошлинный доступ на их рынки. При этом судьба национальных экономик еврокомиссаров не волнует. Но в мире оказалось только одно государство, которое согласилось заключить с единой Европой столь разрушительный для собственных производителей договор. Остальные, а предложения об ассоциации делались Евросоюзом неоднократно, в том числе, в Латинской Америке, вежливо отказались от этой мнимой "чести", узнав об условиях сделки.
А в чем собственно заключается та "европейская мечта", которой чиновники ЕС подманивают бывшие республики Советского союза, прежде чем поймать их на болезненный, а в некоторых случаях, и смертельный экономический крючок. Распространенный на киевском майдане тезис - Украине помогут с модернизацией экономики - выглядит весьма спорным. Единая Европа не участвовала в такой модернизации даже в Греции, входящей в состав ЕС.
Напротив, Афинам было предложено распродать для погашения долгов все самые прибыльные предприятия и сократить до минимального уровня социальные расходы. Только на этих условиях стране предлагались кредитные деньги. В итоге безработица среди молодежи в Греции превысила 50 процентов, а вместо экономического роста наблюдается падение производства. Возможно, через несколько десятилетий Греция приспособится к новым условиям и постепенно начнет возвращать сделанные едва ли не на столетие вперед долги. Но при этом, безусловно, останется в числе самых слабых и политически невзрачных государств ЕС, не способных влиять на курс Старого света. Но что делать тем грекам, кому "посчастливилось" в эту эпоху глобальных перемен остаться без работы и жить на минимальное пособие или на такую же крошечную по меркам других европейских стран, пенсию?
Некоторые эксперты утверждают, что после вступления Румынии в Европейский союз страна отдает на нужды единой Европы почти на 4 процента больше средств, чем получает в виде различных дотаций обратно. Иными словами, беднейшие государства Евросоюза сами дотируют европейские программы, хотя первоначально рассчитывали, что получат от Брюсселя дополнительные средства на собственное развитие. При этом в отношении новых членов единой Европы вводятся дискриминационные ограничения, которые не позволят румынам и болгарам, не нашедшим работу на родине, свободно трудоустраиваться в других частях Старого света. Среди старожилов ЕС безработица среди молодежи выросла до 20-40 процентов и новые "голодные рты" с Востока никому не нужны. В такую экономически развитую Европу стремятся протестовавшие на майдане в Киеве студенты? О такой жизни они мечтают, когда с горящими глазами рассуждают о евроинтеграции?
Еще один тезис - Европа поможет своим ассоциированным членам победить коррупцию и установить новые, демократические стандарты жизни. На вопрос, каким образом, сторонники евроинтеграции объясняют, что это произойдет за счет приведения национального законодательства в соответствие с европейскими нормами. Но разве в законодательстве хотя бы одного, мечтающего об ассоциации с ЕС государства, отсутствуют статьи, карающие за коррупцию, взятки, отмывание капитала и прочие экономические преступления? Разве в их конституциях нет правильных слов о волеизъявлении народа, а в уголовных статьях - наказания за нарушение избирательного законодательства? Все это присутствует в полном объеме, но не везде применяется или применяется избирательно.
Но откуда такая уверенность, что с заключением договора об ассоциации с Европой на той же Украине, в Молдавии или Грузии заработают правильные законы? Конечно, в том случае, если Евросоюз поставит "надсмотрщиков" для контроля за всеми сферами жизни общества с странах "Восточного партнерства", возможно, это даст кратковременный эффект. Но ни одно национальное правительство не согласится на такой "концлагерь".
Словом, разговоры о сближении законодательства Евросоюза со странами, входящими в "Восточное партнерство", не более чем психологическая приманка для сторонников евроинтеграции. На практике все останется по-прежнему. Многие специализированные агентства при оценке уровня коррупции на постсоветском пространстве, не без оснований утверждают, что львиную долю коррупционных случаев занимает так называемая бытовая коррупция. В нее попадают не только взятки гаишникам и чиновникам, но также, например, подарки к праздникам учителям и врачам. Сторонники евроинтеграции рассчитывают, что сближение с Европой изменит менталитет нации, с чем не под силу справиться национальным правительствам. Однако цена за такие изменения может оказаться слишком разрушительной: ведь не придумывал премьер Украины Николай Азаров, когда говорил о том, что в обмен на ассоциацию с ЕС, от Киева требовали в законодательном порядке легализовать однополые браки.
Европа столь болезненно отнеслась к отказу Украины подписать соглашение об ассоциации в рамках проекта "Восточное партнерство", поскольку официальный Киев разрушил миф о несомненной привлекательности всех предложений и инициатив, исходящих от Брюсселя. Украинские власти впервые показали всем желающим сблизиться с ЕС теневые стороны этого процесса и разрушительные последствия для экономики, которые может иметь такое сближение.
На этом фоне многие государства постсоветского пространства вновь увидели в России, оказавшей в сложной ситуации украинцам помощь на 15 миллиардов долларов, тот региональный центр силы, который способен стать альтернативой европейским приманкам. А в идее создания таможенного и евразийского союзов не возвращение во времена СССР, а полигон, на котором все участники смогут наращивать экономические мускулы для дальнейшего равноправного диалога с Евросоюзом.