26.12.2013 00:04
Культура

Главным арт-событием 2013 года стала Московская биеннале

"Больше света" на Московской биеннале современного искусства
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (6268)
Читать на сайте RG.RU
Открытие Пятой Московской биеннале современного искусства "Больше света"

Событие

Главным событием, конечно, стала 5-ая Московская международная биеннале современного искусства. Во-первых, она предъявила блестяще сделанный для Москвы куратором Катрин де Зегер основной проект "Больше света", показанный в Манеже. Куратор сделала изящную, умную выставку, вовлекающую зрителя в диалог с художниками. Очень живой проект, демонстрирующий виртуозную работу с художественными, культурными, историческими, социальными контекстами.

Во-вторых, среди спецпроектов Московской биеннале - не просто отличные выставки, а знаковые. Я имею в виду отечественный проект "Реконструкция. I часть. 1990-1995" (куратор Елена Селина", работающий на осмысление, архивацию и музеификацию совсем недавней истории российского искусства. Кроме того, среди спецпроектов Московской биеннале (среди них была отличная выставка Мирослава Балки) я бы выделила проект "Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы" (в Эрмитаже и ММАМ). Этот межмузейный проект придумал Чарльз Эше,  директор голландского музея Ван Аббе. Он вполне мог бы возить музейную коллекцию Эль Лисицкого по всему миру без всяких хлопот. Но он включает музейное наследие в диалог с современным художником, в данном случае - с Кабаковыми. И второе - он не смазывает, не затушевывает конфликты эпох, идеологий, а обостряет их, заставляя зрителя думать.

Вадим Захаров представил в Венеции "перформанс в пяти действиях"

Скандал

Как известно, в истории бывают "странные войны". Инициатива Ирины Александровны Антоновой, тогда - директора ГМИИ им. А.С.Пушкина, сейчас его президента, возродить Музей нового западного искусства, стала поводом если не для войны, то для "странного" противостояния Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Напомню, после закрытия музея в 1948 году, его собрание (в которое входили легендарные коллекции Щукина и Морозова) было поделено между этими двумя музеями. Идея "музейного передела", как быстро назвали инициативу Ирины Александровны, всколыхнула общественность. Прошли, минимум, два общественных обсуждения экспертов - в министерстве культуры и при Президентском совете по культуре. В итоге принято решение сохранить статус кво.

История эта оставляет странное ощущение. Победил здравый смысл, что отрадно. Но остается вопрос, почему он не побеждает и почему нет бурных общественных обсуждений экспертов, когда речь заходит, например, об уникальном музее стекла в Гусь-Хрустальном (предъявляющем достижения за два с половиной века производства российского художественного стекла)? Или, например, о Пермской художественной галерее, чье помещение - Спасо-Преображенский кафедральный собор - должно быть передано РПЦ. Хорошо, но музею-то помещения, пригодного (!) для хранения, в частности, уникальной пермской деревянной скульптуры и "христианских древностей Пермского края", никто не строит. А сохранил древности и скульптуры именно музей...

Выставка Тициана из Италии прибыла в Москву

Проект

Два дня назад объявлен победитель открытого архитектурного конкурса, проходившего в два этапа, на разработку концепции проекта нового здания Государственного центра современного искусства ("Новый ГЦСИ") на Ходынском поле. Им стала компания Henegan Peng Architects, которая делала, в частности, Большой египетский музей в Гизе, Олимпийский парк в Лондоне, Музей Палестины, туристический центр Дороги гигантов в Ирландии… В московском проекте они рассматривают "Новый ГЦСИ" как звено, которое объединит парк, музей и ТЦ "Авиапарк". Предложено сохранить на Ходынском поле взлетные полосы, приспособив их для скейтбордистов, катков, садов. Что касается самого здания, то оно должно возвышаться над бывшим аэродромом и спроектировано в виде расположенных друг над другом галерей. Иначе говоря, ирландцы в основу положили вертикаль, на которую "нанизаны" плоскости выставочных пространств.

Ориентировочная цена строительства - 4, 5 млрд. рублей. Здание должно быть построено к 2018 году. Нынешний проект сменил тот, что был утвержден в 2012 и должен был строиться на месте рухнувшего Бауманского рынка, но после общественного обсуждения в министерстве культуры был отвергнут. Кроме того, для строительства выбрано новое место - Ходынское поле, где до 2003 года был аэродром.

Назначение

На должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина назначена Марина Девовна Лошак, известная кураторскими проектами в Московском центре искусств на Неглинной, галерее "ПРОУН" и как арт-директор МВО "Манеж".

Ирина Александровна Антонова стала президентом ГМИИ им.А.С.Пушкина.

Лучшие выставки

Среди выставочных блокбастеров этого года запомнятся показ работ Тициана из музеев Италии в ГМИИ им. А.С.Пушкина и "Прерафаэлиты. Викторианский авангард" там же. Плюс мощные ретроспективы Михаила Нестерова и Натальи Гончаровой в Третьяковской галерее.

Если говорить о современном искусстве, то я бы выделила следующие выставки: проект "Даная" Вадима Захарова в Павильоне России на Венецианской биеннале;  "Больше света" - основной проект 5-й Московской биеннале; "Кунсткамера" Ян Шванкмайер ("Гараж"); "Реконструкция. Часть I" (фонд "Екатерина"); "Постоянство перемен" Игорь Шелковский (ММАМ).

Арт