1. Как и в самом начале пути по выводу столицы из транспортного коллапса, на первое место правительство Москвы ставит создание условий для беспрепятственного движения общественного транспорта, как наземного, так и подземного. К уже реконструированным в прошлом году первым 5 вылетным магистралям: Варшавскому, Каширскому, Ленинградскому, Ярославскому шоссе и трассе Рублевское шоссе - Балаклавский проспект в этом году добавятся еще 4 - шоссе Энтузиастов, Можайское и Щелковское шоссе, а также Рязанский проспект. Эти работы столичные строители теперь выполняют в среднем за 15 месяцев, или вдвое быстрее, чем раньше.
На всех обновленных магистралях также появятся новые транспортные развязки, благодаря которым исчезнет множество светофоров, для пешеходов построят подземные и наземные переходы, а для автобусов оборудуют карманы. Общественный транспорт здесь будет ходить по выделенным полосам. Их протяженность в городе уже 127 км, на автобусах, троллейбусах и такси по выделенкам передвигаются 1 млн жителей столицы. "Мы поняли, что создание парковок, рассчитанное прежде на передвижение по Москве на автомобилях, не оправдало себя, - объяснил действия властей заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Потому делаем ставку на общественный транспорт". В результате пропускная способность реконструированных дорог повышается в городе в среднем на 25%.
2. Полный ввод Дмитровского шоссе после реконструкции намечен на 2015 год, но уже в 2014-м в дополнение к 2 развязкам, построенным в 2013-м, жители северо-востока столицы получат еще 2: на пересечении с МКАД и участке от Долгопрудненского шоссе до границ города. В результате, как пообещал Собянин, одна из самых пока загруженных магистралей в столице превратится в скоростную трассу.
3. Закончится наконец и 7-летняя эпопея с сооружением самого дорогого в дорожном строительстве Москвы Алабяно-Балтийского тоннеля. Он обошелся городской казне в 70 млрд. руб. Завершающим элементом этой стройки станет пуск транспортной развязки Ленинградского и Волоколамского шоссе у метро "Сокол" и путепровода на пересечении улиц Балтийской и Большой Академической с Рижским направлением Московской железной дороги. Новые транспортные развязки появятся также на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом, в районе метро "Улица Академика Янгеля", на пересечении Можайского шоссе с МКАД. Будет реконструирована железнодорожная эстакада и над Смоленским направлением железной дороги вместе с остановочным пунктом "Сити".
4. Не может не радовать городские власти и то, что впервые за многие годы им удалось синхронизировать дорожное строительство с минтрансом РФ и властями Подмосковья. И здесь налицо первые плоды.
По соглашению с минтрансом Москва оказывала максимальное содействие при сооружении Молодогвардейской и Бусиновской транспортных развязок. В результате в 2012 году в городе добавилось 8,2 км новых дорог и еще 10 км добавится в 2014 и 2015 гг. плюс мощнейшие развязки. Такая совместная работа добавила столичному бюджету на дорожное строительство 40 млрд руб., а москвичам - новые магистральные подъезды к МКАД. В 2013 году заработала еще одна федеральная дорога - в обход Одинцово, в ближайшие два года закончится строительство магистрали Москва - Санкт-Петербург. Подключатся федералы и к реконструкции Щелковского шоссе, а к работам на Пятницком шоссе присоединится и Московская область, сумевшая выделить на это не только средства из своего небольшого бюджета, но и привлечь частного инвестора. Таким образом, начинает решаться самая острая проблема - узких горлышек на границе Москвы с Подмосковьем.
5. Выйдя за три последние года в мировые лидеры по темпам строительства метро (за это время проложены первые 25 км линий из запланированных 160 км к 2020 году), в 2014-м Москва намерена совершить прорыв и запустить в строй 9 новых станций. Причем сразу на нескольких направлениях: 3 на Люблинско-Дмитровской линии - "Бутырскую", "Фонвизинскую" и "Петровско-Разумовскую".
Еще 3 на участке Сокольнической линии от станции "Юго-Западная" - "Тропарево", "Румянцево" и "Саларьево", 2 последних из которых находятся на территории Новой Москвы. Там сейчас создаются десятки тысяч рабочих мест, что позволит жителям юго-запада не тратить по 3 часа на поездки в центр Москвы. Теперь до исторического центра на подземке можно добраться за 25 минут. Есть хорошая новость и для жителей юго-востока Подмосковья: к ним метро придет в 2014-м со станцией "Котельники". Москвичи же получат на этой же Таганско-Краснопресненской линии станцию "Спартак" и "Технопарк" - на Замоскворецкой линии.
Участки подземки Бутовской линии со станциями "Битцевский парк" и "Лесопарковая" и Калининско-Солнцевской ветки со станцией "Деловой центр", пробный пуск которых произошел в декабре 2013-го, запустят для пассажиров в январе.