Мониторинг минобрнауки показал, что качество образования в педвузах очень низкое. В 2012 году, например, признаки неэффективности были выявлены у 71% педвузов. В этом году картина примерно такая же. Союз ректоров предложил даже выделить педвузы в отдельную группу в мониторинге 2014 года.
"Проблемы педвузов очевидны, но нельзя сбрасывать со счетов имеющиеся у них возможности развития. При грамотном регулировании они способны обеспечить свой рост", - считает генсекретарь РСР Ольга Каширина.
По данным свежих соцопросов, только 10% выпускников готовы после окончания пойти работать в школу. Да собственно говоря, 80% абитуриентов признались, что идут учиться на учителей ради диплома о высшем образовании. В школу попадают далеко не самые лучшие выпускники, а те, кто не смог найти место потеплее.
Минобрнауки подготовило проект концепции педагогического образования, которая призвана поменять всю систему подготовки и учителей. Что он предлагает?
- в вузах появятся программы универсального и педагогического бакалавриата;
- будут развиваться магистерские программы для тех людей, которые уже имеют высшее образование и хотели бы стать учителями;
- на 3-м и 4-м курсах разных вузов откроются программы педагогической подготовки для выпускников бакалавриата или специалитета, которые хотят получить еще одну профессию;
- откроются магистратуры для учителей-методистов и управленцев, причем приоритет отдадут тем, кто уже работает в сфере образования;
- появится квалификационный экзамен для будущих педагогов;
- за работу студентов на педагогической практике и стажировку в школе будут платить;
- с младшими школьниками смогут работать учителя с образованием не ниже бакалавра, а с учениками с "особыми" потребностями - не ниже магистра;
- лучшим учителям муниципальных школ дадут гранты.
Когда программа заработает?
2014-2015 гг. - появятся пилотные проекты в 17-25 вузах.
2016-2017 гг. - опыт распространится на все вузы и будет утверждена новая система распределения контрольных цифр приема в педвузы.