16.01.2014 16:20
Культура

В прокат вышел фильм "Джек Райан: Теория хаоса"

Кеннет Брана пытается создать нового Джеймса Бонда
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №10 (6282)
Д`Артаньян, Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Джеймс Бонд... - писатели вечно придумывают героев, которые проходят через множество книг и скрепляют их в серии. Джек Райан не так легендарен, но претендует на это. Его изобрел Том Клэнси, автор романов о мировой угрозе, идущей, конечно же, с Востока. Райан - интеллектуал, спец по экономике, бывший морпех, пострадавший в вертолетной  аварии, но снова нарастивший мускулы и готовый к бою.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Джек Райан: теория хаоса"

Фильмы с его участием запомнились, но франшизой не стали: "Охота за "Красным октябрем" , "Игры патриотов", "Угроза прямая и явная", "Цена страха". В них Райан принимал обличья разных актеров, от Харрисона Форда до Бена Аффлека, и кроме имени и жанра, ничто эти боевики не объединяло.

Том Хэнкс: В Зале героев мультфильмов я бы неплохо смотрелся между Маусом и Даком

Джека Райана на экран вернул Кеннет Брана, выдающийся шекспировский актер и талантливый режиссер, чья репутация неотрывна от высокой драматургии и заставляет ждать все новых шекспировских глубин. На фильм "Джек Райан: теория хаоса" я шел именно из-за Браны и в чем-то не ошибся: герои умны, характеры неоднозначны, с ними интересно. Здесь Райан, оправившийся от катастрофы и завербованный агентом ЦРУ (в этой роли хорош Кевин Костнер), должен лететь в Россию, где явно назревает какая-то экономическая авантюра, и нужно, в качестве аналитика, проверить счета опасных партнеров - ЦРУ предполагает подготовку очередного теракта.

Клэнси с его жанровой прямолинейностью непревзойденно дубоват и к тонкостям органически неприспособлен. Прорехи интеллекта у писателя Тома Клэнси умело восполняет режиссер Кеннет Брана. Он делает единственно верный ход, безошибочно выбирая тон и стиль картины. Его сценаристы опытный Дэвид Кепп ("Парк юрского париода", "Смерть ей к лицу", "Миссия невыполнима") и новобранец Адам Козад, основываясь на персонажах Клэнси, пишут практически новую историю, переводя ее в новую тональность. Если предыдущие четыре фильма с Райаном были крайне серьезны и выказывали как бы озабоченность актуальными мировыми проблемами, то Брана отдается увлеченной игре в жанр - судя по всему, любимый с юности. Он снабжает приключения Райана в Москве всеми опознавательными знаками новой "бондиады": места действия экзотичны, интерьеры умопомрачительно гламурны, герой любит неземную красотку и выходит из всех передряг, не сбив тщательно уложенную прическу. Играя в эту новую бондиаду, Брана даже не отказывает себе в радости поставить в финале указующий знак для непонятливых: "Меня зовут Райан. Джек Райан", - скромно рапортует герой президенту США, с блеском осуществив свою невыполнимую миссию. Лукавая игра подчеркивается компоновкой кадра: мы видим героя, но не видим президента - он загорожен дверью. Кеннет Брана отлично владеет стилистикой "бондиады" и упоенно ее воспроизводит.

В российский прокат вышел фильм "Не угаснет надежда"

Хотя Россия предстает несомненной империей зла, где за сверкающим фасадом творится страшное, ее внешний облик тоже соответствует канонам бондиады: Москва поражает красотой и динамичностью, сочетанием старины и современности - мегаполис, которым восхищается герой. Попутно выясняется, что и его девушка (Кира Найтли) давно увлечена русской литературой, и в самых накаленных сценах с "мировым злом", воплощенном в фанатике Викторе Черевине, они обсуждают Лермонтова, а сам Черевин вдохновляется битвой при Ватерлоо - картина на соответствующий сюжет украшает его офис. Сам облик русских героев максимально приближен к европейскому: никаких коротконогих крепышей, мятых штанов и щербатых улыбок, только безукоризненные деловые костюмы нуворишей, стальные глаза прирожденных эсесовцев, лоск официантов в барах - каждый может обернуться агентом спецслужб. Не промах и американские гости Москвы: у них здесь целые боевые команды, вооруженные до зубов электроникой.

Берлинский кинофестиваль объявил конкурсную программу

Начало картины, где еще студентом Райан оцепенело следит за тем, как рушатся близнецы Всемирного торгового центра, прочно привязывает сюжет к новой эре, наступившей в 2001-м: мир сотрясают террористические угрозы. Главное исчадие "мирового зла" Черевин замышляет обрушить американскую экономику, а попутно взорвать половину Уолл-стрит, предварительно помолившись в Храме Христа Спасителя и пообещав умыть Америку кровью во имя России-матушки. Развесистую клюкву в этой сцене Кеннет Брана любовно выращивает: она входит необходимой частью в жанр "бондиады". И божественные звуки хорала, сопровождающие этот эпизод, тоже вполне гламурны и тоже из разряда "России на экспорт".

В духе киносказки о непредсказуемых восточных злодеях оркестрована наша первая встреча с Черевиным: мы не видим его лица, только крепкий затылок и мускулистую руку, в которую врач, дрожа от страха, пытается всадить шприц, но промахивается и получает серию ударов ногой в живот. Черевина играет сам Кеннет Брана, умеющий непревзойденно каменеть лицом, - он наделяет русского злодея бездной комплексов, делая из него почти шекспировского героя.

Все это - условия игры. Ведь Райан прилетает не в Шереметьево, а в ту же восточную сказку, которая поражает воображение прихотливыми маковками Василия Блаженного, но за каждым углом таит опасность - такой восточный Чикаго 30-х, но с интерьерами и технологиями XXI века. В этой сказке можно все: например, утопить человека в отельной ванне и спокойно уйти, причем никто в отеле, судя по всему, не поднимет тревогу - авторы уже забыли об этом мелком казусе: они снимают не реалистический фильм, а леденящую кровь сказку для взрослых подростков.

Гремучая смесь авантюрного жанра с психоанализом чувствуется и в выборе актера на роль самого Джека Райана. После "Дневников принцессы-2" Крис Пайн стал на десять лет старше, приобрел мускулы бойца, но не утратил мальчишеский облик, и взгляд его по-прежнему лирически беззащитный: в жанровом герое возникает некая многомерность характера. А так как ему придана хрупкая Кира Найтли с тянущимся за ней шлейфом Анны Карениной, то возникает дополнительный мотив авантюры: по натуре мирных, готовых к семейным радостям людей бросает в жерло вулкана, и чтобы спастись, нужно свершить чудеса. Чудеса и свершаются: происходит невозможная в реальности гонка по улицам Москвы, и победа случается, как положено, в последний предсмертный миг.

Принимать эту картину как отрыжку "холодной войны" или тем более - как ее реанимацию, я бы не стал. У нас же еще осталось чувство юмора.

Мировое кино