Вчера в российской столице глава МИД России Сергей Лавров принимал своего иранского коллегу Мохаммада Джавада Зарифа. Затем к ним присоединился министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем. Помимо этого на сегодня запланированы отдельные российско-сирийские переговоры. Запад явно забеспокоился. Ведь в прошлый раз после визита Муаллема в Москву была озвучена инициатива по химическому разоружению Сирии. Которая фактически поставила крест на планах Вашингтона по нанесению ракетных ударов по сирийской территории. А тут еще в Москву прилетел иранский министр. "Точно что-то задумали", - так, очевидно, последние дни думают западные аналитики во главе с госсекретарем США Джоном Керри. Накануне визита Зарифа в Москву Керри специально позвонил Лаврову. И это при том, что они только что ( в этот понедельник) встречались в Париже.
С Керри, как сообщается в заявлении МИД России, Лавров по телефону говорил о том, что необходимо "неукоснительно следовать договоренностям, достигнутым в многосторонних форматах, избегая их искаженной интерпретации". Ну а всем остальным вчера на пресс-конференции по итогам встречи с Зарифом он заявил: "Нам нечего скрывать, нет никакой скрытой повестки дня".
И действительно чего скрывать? Все более чем очевидно. "У наших трех стран далеко не уникальная позиция по сирийскому кризису, мы выступаем за то, чтобы Сирия была суверенным государством, чтобы была обеспечена территориальная целостность Сирии, были обеспечены равные права всех этнических, конфессиональных, других групп, которые проживают в Сирии, с тем чтобы она жила в мире и безопасности со всеми своими соседями... Это ровно то, что записано в решении СБ ООН, включая резолюцию 2118, в Женевском коммюнике", - в очередной раз озвучил позицию Москвы, Тегерана, Дамаска и еще десятков других мировых столиц Лавров.
Не менее очевидно и отчего так в последние дни нервничает Вашингтон на пару с сирийской оппозицией. Чем меньше дней остается до "Женевы-2", тем все труднее "революционерам" прикрывать свое желание "вцепиться в глотку" тем, кого они еще недавно называли соратникам по борьбе с режимом в Дамаске. Иными словами, единства в рядах сирийской оппозиции нет и, очевидно, не будет. А это прямой удар по имиджу США. Ведь госсекретарь Керри публично обещал усмирить революционеров и привести их на конференцию в Швейцарию. И вот до "Женевы-2" осталось всего пять дней, а до сих пор не ясно, кто будет представлять оппозицию режиму Башара Асада.
"Успех "Женевы-2" может быть обеспечен при наличии доброй воли всех, что предполагает необходимость представительного характера аудитории. Это касается сирийской стороны, прежде всего оппозиции, потому что мы очень обеспокоены попытками заузить тот спектр оппозиционных сил, который будет представлен на "Женеве-2". Но представительный характер относится, конечно же, и к списку внешних игроков", - заметил вчера Лавров. Безусловно, чем шире будет круг участников этой конференции, тем больше шансов, что в итоге переговоры приведут к положительному результату, то есть к завершению кровопролитной гражданской войны в Сирии. Но когда это может случиться? Вот что вчера ответил на этот вопрос Лавров: "22 января предстоит открытие конференции в присутствии достаточно значительного числа государств на уровне министров иностранных дел. Это будут дебаты, в которых выступят сирийские стороны, откроет их Генеральный секретарь ООН. Все те, кому не безразлична судьба сирийского народа, выскажут свои подходы. После чего конференция начнет работать непосредственно по вопросам реализации Женевского коммюнике... Никто не знает, какое время потребуется. Сейчас согласовываются временные параметры первого раунда, но ясно, что раундов будет больше, чем один. Поэтому 22 января "Женева-2" не закончится, а только начнется".
Примет ли в конференции участие Иран? Зариф вчера не дал однозначного ответа на вопрос: "Если нас пригласят, то мы будем участвовать, если нет - не будем". При этом он подчеркнул, что окончательно решить судьбу Сирии может только сам народ этой страны: "Какие-то внешние силы пытаются навязать условия народу Сирии, но это не приведет ни к чему иному, кроме как к продолжению конфликта, потому что народ Сирии не потерпит навязывания ему условий". Зариф также призвал Запад перестать заигрывать с террористами в Сирии. А Лавров добавил: "По договоренности России и США как инициаторов "Женевы-2" приглашение рассылает Генеральный секретарь ООН. Не надо, чтобы кто-нибудь оказывал на него какое-либо давление - ни Россия, ни США, ни кто-то еще. Генеральный секретарь - ответственный политик, мы ему доверяем как человеку, который понимает все реалии в регионе и должен осознавать ответственность за успех "Женевы-2".
Что же касается российско-иранских двусторонних отношений, то для их развития в Тегеран не нужно направлять дополнительных приглашений. Зариф сообщил, что обсудил в Москве вопросы строительства АЭС и реакторов в своей стране: "Мы являемся соседями и имеем очень давние связи, поэтому наши отношения намного обширнее, чем те вопросы, по которым поднимают информационную шумиху". Он напомнил, что президенты России и Ирана на встрече в Бишкеке договорились активизировать и расширить экономические отношения: "И эти отношения непременно будут расширяться".
По словам Зарифа, нефтяные соглашения не рассматривались во время его переговоров в Москве: "Что касается моего визита, мы, конечно же, ведем разговор по другим темам... Это не тот вопрос, который будет обсуждаться во время этого визита". В минувшую пятницу агентство "Рейтер" сообщило, что Россия и Иран якобы обсуждают вопрос поставки в РФ порядка 500 тысяч баррелей иранской нефти в день в обмен на поставки российского оборудования и товаров. При этом в субботу глава отдела по связям с общественностью министерства нефти Ирана Акбар Нематоллахи опроверг сообщения СМИ о двусторонней договоренности Ирана с Россией.