Ничего себе затишье! Круглые сутки "матюгальники" с "майдана" передают то пламенные речи ораторов, которые рвут душу, то нестройное, но искреннее пение гимна. Этак раза по три за час. Я уже выучил слова. В метро не протолкнуться. Черная гарь проникла и сюда. Все перроны и переходы пропахли дымом. Демонстранты от нечего делать спускаются в подземку и греются там. Попутно выкрикивая речевки типа "Банду геть!". Так и катаются по эскалаторам, совершая попутную агитацию.
Черная копоть пропитала и нашу гостиницу. Она самая близкая к майдану, и стекла сотрясаются от криков толпы. Уже два раза меняли толстые, еще сталинские ковры. Уборщица не успевает стирать черные следы на белоснежном мраморе. В холле греются активисты. Их каски разложены на кожаных креслах. Работает телевизор - прямая трансляция из-за окна. Активисты греются кофе из бумажных стаканчиков, которые им тут же раздают. А если есть гроши, то можно погреться и глинтвейном за углом. Там выстроилась целая колонна передвижных кофеен.
Зато открылись магазинчики и сувенирные лотки. Продают последний писк магнитного дела - магнитики с изображением уже этого, последнего майдана. Но купить сувенир на холодильник мне было не суждено: ни один обменник не работал. Тревожный признак.
- В чем же дело? - спрашиваю Галю, торговку сувенирами с Крещатика.
- Так инкассаторы боятся ехать сюда! Представляете? Целая машина с деньгами? Каков соблазн! Торопитесь к банкомату. Пока там купюры не закончились. Если что, я вам за рубли продам. Мне все равно в Россию скоро ехать. Тетка живет в Королеве. Шибко волнуется за нас.
- Ничего, прорветесь...
Днем на Крещатике я видел необычное зрелище. По улице клином, расталкивая зевак, шли казаки. За их спинами угадывались ВИПы.
- Кто это? - спросил дежурного с желтым платком на рукаве.
- Та послы с Канады и Штатив, - ответил украинский активист. - Идуть с провэркою...
Да, да на майдан пожаловали эти два господина и еще несколько приближенных к Евросоюзу персон. Они обследовали два объекта: Дом профсоюзов и городскую администрацию на предмет нахождения там вооружений и складов с боеприпасами. Как вы уже догадались, проверка была внезапной лишь для журналистов. И послы ничего не нашли. Обследовать многочисленные палатки и закоулки майдана никто и не собирался. Правда, поинтересовались у самоназначенного коменданта, почему захватили здание. И тот на жовто-голубом глазу показал свежие платежки за свет и за отопление. Значит, по его логике, это не захват, а бессрочная аренда. Послы уехали удовлетворенными и вскоре заявили на весь мир, что протест на майдане носит исключительно мирный характер.
А к вечеру опять затрещали петарды. Выстроились новые баррикады. Такое ощущение, что майдан расползается на глазах, словно канцерогенное пятно. И не только по Киеву. Захватить еще одно здание, закрепиться, выстроить баррикаду, позвать подмогу и стоять до последнего - вот нехитрая тактика демонстрантов. Я посчитал здания, которые оккупированы майданом. Уже три министерства, Дом профсоюзов, городская администрация, Дом Украины, Библиотека министерства культуры и не счесть подъездов и целых переулков.
Спросил одного активиста - почему идет захват административных зданий?
- Это не захват! - с пылом, достойным революционного костра, ответил он. - По конституции власть принадлежит народу, так?
- Так.
- Значит, и здания, которые занимает власть, тоже принадлежат народу. То есть нам. Мы просто вернулись к себе. Вот и все.
Ему бы в коменданты...
Зашел в медпункт перебинтовать руку. Накануне петарда попала. Что тут началось! Врачи буквально рвали меня на части. Каждый хотел вылечить. Ведь нас, обратившихся за помощью, было всего два человека. А людей в белых халатах целая толпа. Мне даже вызвали стоматолога - молоденькую студентку, которая подробно проконсультировала меня по поводу кариеса и дала порошки.
- А вы кто?
- Журналист из Москвы.
Она аж сняла медицинскую маску.
- И не боитесь?
- Чего бояться? Вас?
- Ни, "Беркута"! Вчера я на медпункте в Доме Украины работала. Так там три машины с "Беркутом" приехали. Нас чуть не захватили. Я натерпелась страху. А в Доме профсоюзов новый медпункт срочно оборудуют. Там даже с пулевыми операции будут делать. Все к этому идет.
- Как же они могли приехать, если все кругом в ледяных баррикадах, а по проходу даже мотоцикл не проедет? Разве что на танке...
- Не знаю, но наши говорили. Я сама-то не видела...
Мы расстались друзьями. Ни она меня, ни я ее переубеждать не стали. Пожелали друг другу не пострадать в этом чудовищном перестроении мира. И не потеряться.
Из выступления одного из лидеров оппозиции Олега Тягнибока, который вместе с Виталием Кличко и Арсением Яценюком требует отставки правительства и президента, чьи боевики-националисты захватывают административные здания:
Они (бандеровцы. - Ред.) не боялись, как и мы сейчас не должны бояться. Они взяли автоматы на шею и пошли в леса.
Они боролись с москалями, с немцами, боролись с жидвой и прочей нечистью, которая хотела забрать у нас украинскую землю.
Вы - украинские патриоты, должны стать теми героями. Надо отдать, наконец, украинскую землю украинцам.
Вы, эти молодые украинцы, и вы, седовласые, - та смесь, которой боится москальско-жидовская мафия.
За развитием событий в Киеве и других городах Украины крымчане следят с тревогой. О том, что будет дальше с Украиной и каково будущее Крыма, "РГ" побеседовала с заместителем председателя Верховного Совета Автономной Республики Крым Григорием Иоффе.
Как жители Крыма реагируют на выступления оппозиции и беспорядки в столице и крупных городах Украины?
Григорий Иоффе: В Севастополе состоялось заседание Ассоциации органов местного самоуправления Автономной Республики Крым, на котором крымчане однозначно осудили этот шабаш, который творится в Киеве и других городах Украины. Представители Партии регионов вполне справедливо не понимают, почему нужно кого-то отстранять и по какой причине нужно проводить досрочные выборы. Да, у действующей власти, как и у любой власти, есть много недостатков. Наверное, у населения есть основания быть недовольными, поскольку в чем-то, действительно, есть недостатки: не вовремя ремонтируются крыши, не всегда все в порядке с отоплением - все это имеет место. Но это значит только то, что оппозиция должна готовиться к следующим выборам и доказать, что она сможет лучше решать эти проблемы и притом цивилизованным образом. Но никаких оснований для внеочередных выборов или какого-то переформатирования власти крымчане не видят.
В нескольких городах захватили административные здания. Такое возможно в Крыму?
Григорий Иоффе: Уже в десяти областях Украины помещения областных государственных администраций захвачены мятежниками. Для того чтобы каким-то образом оправдать этот бандитский нецивилизованный захват, вначале они в Киеве, на майдане, сформировали так называемую "Народную раду". Это совершенно неконституционный орган театрального характера. А теперь в областях мятежники заявляют, что подчиняются этому органу и создают на местах его отделения. Это все специальная технология так называемых "цветных" революций, чтобы просто захватить власть.
В Крыму такое невозможно. Крым является автономной республикой в составе Украины. В Крыму избран и действует легитимный парламент, есть легитимное правительство. Силовыми способами можно, конечно, чего угодно добиться. Но думаю, что националисты не решатся так действовать в Крыму, потому что никакой поддержки населения они здесь не получат, даже с учетом крымско-татарского фактора. Но и тихой гаванью нас назвать сложно. Мы ожидаем различных неприятностей. Нам уже очень сложно работать с центром, поскольку заблокированы многие государственные учреждения. Но тем не менее говорить о том, что в Крыму нарушаются конституция и законы Украины, мы не можем.
Раскол между сторонниками и противниками евроинтеграции становится все глубже. Что будет с Украиной дальше?
Григорий Иоффе: Все уже забыли про евроинтеграцию. Это было только поводом, чтобы собрать майдан. Нужно иметь в виду, что Украина неоднородна. Западные части страны, которые испокон веку находились во власти западных держав, конечно, имеют ментальность, направленную на иллюзорные европейские ценности. Те области, которые находятся на востоке и на юге, чувствуют себя частью единой славянской культуры, единого Русского мира, несмотря на то, что мы находимся в разных странах. Поэтому говорить о том, что Украина должна идти строем в какую-то одну сторону, не совсем верно. Надо находить компромиссы и свой путь.
На данный момент на Украине существует очень большая опасность раскола государства. Это действительно так. И должен сказать, что вся ответственность за это лежит на лидерах так называемой оппозиции, которые довели страну до такого состояния. Те якобы мирные протесты, которые вылились в метание бутылок с зажигательной смесью, поджигание покрышек, неподчинение органам правопорядка и захват областных администраций, привели к тому, что страна становится на грань прекращения своего существования. Единственная надежда на то, что соберутся депутаты украинского парламента и попробуют решить вопрос путем компромиссных решений.
Подготовила Анна Федякина