29.01.2014 00:24
Авто

Водителей не будут штрафовать за отсутствие спецнавигаторов

Автолюбителей не будут штрафовать за отсутствие спецнавигаторов
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №18 (6290)
Минтранс намерен поделиться с коллегами по Таможенному союзу секретами государственной автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает безопасность на автодорогах России (ЭРА-ГЛОНАСС). Когда это произойдет? И какие именно машины уже в этом году не выпустят на наши трассы без такой аппаратуры, в интервью "РГ" рассказал замминистра транспорта Алексей Цыденов.
Читать на сайте RG.RU

Когда аппаратами  "ЭРА-ГЛОНАСС" должны оборудовать все авто и планируется ли наказывать водителей за их отсутствие?

Алексей Цыденов: С января  2017 года система в обязательном порядке будет устанавливаться на все  выпускаемые в обращениетранспортные средства на территории России и Таможенного союза. Что касается машин, которые уже сейчас ездят по дорогам, то на личные авто ее устанавливать никто обязывать не будет, но по собственному желанию оборудование  можно вмонтировать  в специальных сервисных центрах.

А вот для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), машины должны сходить с конвейера с ГЛОНАСС в Таможенном союзе уже с 1 января 2016 года.

Много заявлений, что система "ЭРА-ГЛОНАСС" готова к внедрению. В этом году она заработает?

Алексей Цыденов: Система  развернута и работает на всей  территории России. Это показывают  многочисленные испытания, проведенные в 2013 и продолжающиеся сейчас.

А за счет чего планируется развивать и поддерживать в рабочем состоянии систему?

Шесть правил вождения по обледеневшим зимним дорогам

Алексей Цыденов:  Согласен, важнейший вопрос - вопрос финансирования в том числе и передачи и обработки экстренного вызова в системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Цена эксплуатации  - несколько сот миллионов рублей в год.

Сегодня рассматриваются два возможных варианта. Первый - действовать по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС "Выборы". В этом случае оператор системы определяется из числа госпредприятий, а все расходы идут из федерального бюджета.

Второй вариант - задействовать Некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС", которое, с одной стороны, является единственным исполнителем государственного контракта по созданию и внедрению системы "ЭРА-ГЛОНАСС", а, с другой, объединяет основных российских участников рынка навигационно-информационных услуг. Суть предложения в привлечении частного инвестора (оператора), который сможет использовать возможности системы в интересах сервис-провайдеров услуг, востребованных автомобилистами и бизнесом: состояние дорог, где пробки, где можно добраться свободно, снижение рисков угона машины, страховая телематики. По оценкам экспертов, это позволит уже в первые годы значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, выйти и на самоокупаемость. Одновременно снимаются инфраструктурные барьеры для быстрого развития нового высокотехнологичного рынка: российские сервис-провайдеры получат возможность использовать готовую современную и действующую на всей территории страны инфраструктуру. При этом требования к самой социально-значимой услуге "ЭРА-ГЛОНАСС" - надежность, доступность и бесплатность, останутся без изменений.

Для выполнения  каких задач можно еще использовать эту систему?

Алексей Цыденов: Можно ее использовать еще по нескольким направлениям.

Например, мы предлагаем регионам, органам местного самоуправления использовать инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании региональных и муниципальных навигационно-информационных систем: мониторинга и диспетчеризации пассажирского транспорта, школьных автобусов, машин скорой помощи, транспорта ЖКХ. Целевые программы по созданию таких систем приняты уже более чем в 60 субъектах. Для поддержки их реализации в 2013-2014 годах выделены субсидии из федерального бюджета - более двух миллиардов рублей. Есть серьезные наработки по использованию "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании систем тахографического контроля (контроля режимов труда и отдыха водителей), систем платности для большегрузного транспорта, интеллектуальных транспортных систем, систем платности дорог.

В Таможенном союзе уже готовятся к ее внедрению с 2015 года?

Алексей Цыденов: Да, уже приняты необходимые изменения в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Системы экстренного реагирования при авариях создаются по аналогу российской "ЭРА-ГЛОНАСС"  на территории Республики Беларусь (ЭРА-РБ) и Республики Казахстан (ЭВАК).

Мы предлагаем, чтобы они строились с использованием готовых решений российской системы. Это позволит нашим партнерам существенно сэкономить и ускорить реализацию своих проектов. С учетом того, что "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована с аналогичной системой стран Европейского союза eCall (она должна вступить в строй в 2015 году), мы по факту создадим единое пространство безопасности на дорогах от Атлантического океана до Тихого, где автомобилистам любой из наших стран будет гарантирована помощь в случае ДТП.

Справка "РГ"

"ЭРА-ГЛОНАСС" - это государственная автоматизированная информационная система. Ее главная цель обеспечить нашу с вами безопасность на дороге, в первую очередь, в случае ДТП. Для этого используются самые современные технологии: спутниковая навигация, мобильная связь, геоинформационные сервисы, микроэлектроника. С их помощью решается главная задача-сформировать и передать экстренный вызов от автомобиля до системы-112 и других служб помощи - 01, 02, 03.

Принцип работы прост. В автомобиль устанавливается (как правило, на заводском конвейере) специализированное навигационно-связное устройство, которое регистрируется в системе "ЭРА-ГЛОНАСС". С помощью этого устройства автоматически (при ДТП) или после нажатия в автомобиле специальной кнопки (в случае какой-либо нештатной ситуации на дороге) информация о координатах транспортного средства, времени и характере аварии по каналам мобильной связи передается в центры системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

После отсеивания "ложных вызовов" (для этого может использоваться обратный голосовой вызов) данные уже в виде готовой "карточки происшествия" поступают в систему-112 и в экстренные оперативные службы, которые и оказывают необходимую помощь. Точные координаты автомобиля определяются также автоматически по сигналам спутниковой навигации. При этом для повышения надежности используются сигналы спутниковой системы ГЛОНАСС.

Легковые авто Минтранс