31.01.2014 17:28
Культура

Премьера оперы "Евгений Онегин" пройдет в Мариинке-2 в выходные

Текст:  Анна Ефанова
Февраль в Санкт-Петербурге начнется с оперной премьеры - новую сценическую версию "Евгения Онегина" Чайковского покажут на сцене Мариинки-2 второго и третьего числа. Свое видение "лирических сцен" на сюжет Пушкина представит зрителям российский режиссер Алексей Степанюк, постановки опер которого успешно идут на сцене Мариинского театра с 1993 года.
Читать на сайте RG.RU

Работу над своим воплощением "Евгения Онегина" режиссер начал сразу после прошлогодней мировой премьеры оперы Щедрина "Левша" по просьбе Валерия Гергиева.

- Постановка осуществляется Мариинским театром совместно с Пекинской оперой, - рассказал "РГ" Алексей Стеапнюк за несколько дней до премьеры. - В ней заняты все молодые исполнители. В основном, это солисты Академии молодых певцов, которой руководит Лариса Гергиева. Возраст солистов максимально приближен к возрасту героев поэмы Пушкина и оперы Чайковского. С художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой мы делали прошлым летом "Левшу" и несколько лет назад "Очарованного странника". Музыкальное руководство спектакля осуществляет художественный руководитель театра и директор Валерий Гергиев.

Говоря об особенностях постановки режиссер отметил, что она будет "новой", но "без переделки сюжетных линий".

- Мы максимально старались сохранить дух эпохи с его правильной русской речью, правильными жестами эпохи. И в то же время нам хотелось передать современный темперамент, эмоциональный градус молодых людей. В декорациях спектакля осуществляется пронзительность образного строя: если это комната, то это комната: если это дворцовый интерьер, то это дворцовый интерьер. Для нас были важны знаковые выразительные обозначения каждой картины, которые несут очень сильный эмоциональный фон того, что происходит.

Римас Туминас: Актеру нужно играть историю, а не сюжет

Среди героев оперы, по мнению Алексея Степанюка, его внимание обращено на всех персонажей, но главным является Евгений Онегин.

-Изменения его жизненных позиций и судьбы прослеживается в нашем спектакле, - сообщил режиссер.

Свою версию "Евгения Онегина" он не относит ни к традиционной, ни к современной.

- Для меня самое главное, чтобы был образ спектакля и чтобы молодые певцы смогли донести эмоциональный шквал чувств, который заложен в музыке Чайковского, и иронию, которая сквозит в поэме Пушкина, - подчеркнул Алексей Степанюк.

С момента премьеры "Евгения Онегина" в Петербургской Императорской опере эта сценическая версия станет восьмой по счету согласно до нас дошедшим документам. На главную петербургскую сцену опера попала в 1884 году - спустя пять лет после московской премьеры 1879 года. О постановке "Евгения Онегина" в столичном театре ратовал император Александр III, который тогда был большим поклонником этой оперы. Спустя около года после премьеры директор Петербургских Императорских театров Иван Всеволожский обратился к композитору с просьбой написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции оперу впервые исполнили 19 сентября 1885 года.

С тех пор "Евгений Онегин" в репертуаре Мариинки стал неким рекордсменом по количеству представлений: в 1892 году прошёл 100-й спектакль со дня премьеры, 17 января 2014 года состоялся 1554-й показ. В "Евгении Онегине" на Мариинской сцене пели выдающиеся исполнители: Эмилия Павловская, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Лариса Дядькова, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов и другие. В 1920-м году опера шла под музыкальным руководством Эмиля Купера, в 1929-м - Александра Гаука, 1945-м - Бориса Хайкина. Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живет спектакль Юрия Темирканова, поразивший современников человечностью образа Онегина в 1982 году.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад