1."Белоснежка и семь гномов", 1937
"Белоснежка и семь гномов" - первый полнометражный мультфильм студии Walt Disney Productions. Картина стала без преувеличения культовой и до сих пор входит в списки величайших мультфильмов всех времен по версии самых различных изданий. Лента получила восемь "Оскаров". Кроме того, самому Уолту Диснею была присуждена специальная премия Американской киноакадемии "за новаторство и выдающиеся достижения в области анимации".
Интересно, что, как и большинство последующих экранизаций, "Белоснежка" Диснея не слишком строго следовала каноническому тексту, однако именно диснеевская интерпретация стала наиболее популярной и превратилась в своего рода канон. Напомним, что в классической сказке в изложении братьев Гримм Белоснежка попадает к гномам в семь лет. Кроме того, принц впервые видит красавицу уже мертвой. Слуги, несущие гроб, оступаются, из горла девочки вылетает кусочек отравленного яблока, и она оживает. Мачеху же принцессы приглашают на свадьбу и заставляют плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока она не упадет замертво.
Дисней сделал сказку куда менее мрачной и более веселой. Белоснежка - вполне взрослая девица, принц знакомится с ней и влюбляется еще до истории с яблоком, а будит ее от зачарованного сна поцелуем. Что до королевы-мачехи, то в нее в мультфильме просто попадает молния.
Кстати, именно Дисней дал гномам имена - Ворчун, Чихун, Простак и так далее. На сегодняшний день большинство знает историю Белоснежки уже преимущественно в диснеевской интерпретации. Устоялись имена гномов, а уж в том, что принц разбудил красавицу именно животворящим поцелуем, никто и не сомневается. В большинстве последующих, в том числе современных, интерпретаций и новых экранизаций ("Белоснежка: Месть гномов", "Белоснежка и охотник", "Однажды в сказке" и т.д.) за основу берется именно диснеевский сюжет, а не исходный.
2."Пиноккио", 1940
Экранизация сказки Карло Коллоди, больше известной в России по творчески переосмысленному пересказу "Буратино" Алексея Толстого. Это вторая полнометражка Диснея, и вторая безусловная удача. Мультфильм подхватывает новую традицию, заданную "Белоснежкой" и ставшую впоследствии визитной карточкой Диснея - традицию музыкальных мультсказок. Именно саундтрек к фильму был удостоен наиболее высоких наград.
При этом, как и "Белоснежка", "Пиноккио" сюжетно достаточно далек от своего литературного оригинала. Так, отец деревянного мальчика Джепетто в мультике вовсе не так беден, как в первоисточнике. Кроме того, в отличие от литературной сказки, Пиноккио в соответствующем эпизоде не превращается в осла, а только приобретает уши и хвост.
Кстати, местами в мультфильме используется достаточно сложный прием - тотальная анимация, при которой во время съемок двигаются не только фигурки самих персонажей, но и фоновая картинка.
3."Алиса в Стране чудес", 1950
Диснеевская "Алиса" - это адаптация одновременно "Алисы в Стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла. В целом сюжет довольно точно воспроизводит ход событий в первой из кэролловских сказок, однако в сценарии отсутствует ряд важных персонажей (например, Валет и Герцогиня). Зато присутствуют Труляля и Траляля , а также Чеширский кот из Зазеркалья.
В сценарий включена и баллада о Бармаглоте - также одна из ключевых тем второй книги.
4."Питер Пэн", 1953
"Питер Пэн" - экранизация одноименной сказочной повести Джеймса Барри о мальчике, который не хочет взрослеть, и удивительном острове Неверленд. Девочка Вэнди и ее братья часто фантазируют об этом острове и тех героях, которые могут жить на нем. Эти мечты недоступны слишком рациональным взрослым. Но тот, кто способен верить - способен и летать… по крайней мере, в Неверленде. В этом предстоит убедиться Вэнди - и сделать не самый простой выбор в своей жизни.
Кстати, в "Питере Пэне" присутствует мотив, который едва ли можно найти в каком-либо другом из классических диснеевских мультфильмов, - мотив женской ревности. Здесь он становится сюжетообразующим.
5."Книга джунглей", 1967
"Книга джунглей" - мультфильм по мотивам произведений Редьярда Киплинга о мальчике по имени Маугли, воспитанном дикими животными. Именно "по мотивам", поскольку в этом мультфильме сохранены только центральные персонажи и общая сюжетная линия и полностью изменена общая атмосфера и подача материала.
Интересно, что первоначальный сценарий, написанный Биллом Питом, был очень близок к оригиналу. Однако Уолт Дисней счел его слишком мрачным и отстранил Пита от работы над мультфильмом. Также заменен был и композитор Терри Гилкисон, чью музыку директор студии счел чрезмерно зловещей. В итоге получился очень веселый, позитивный и жизнеутверждающий мультфильм. Правда, имеющий лишь очень опосредованное отношение к первоисточнику.
"Книга джунглей" стала одним из первых мультфильмов, роли в которых озвучивали известные актеры и музыканты - Джордж Сандерс, Луи Прима и другие. К слову, этот мультфильм стал последним, в создании которого непосредственное участие принимал сам основатель киностудии Уолт Дисней. Умер он в процессе производства этой ленты - в 1966 году.
6."Русалочка", 1989
"Русалочка" стала настоящей вехой в истории, как студии Уолта Диснея, так и мультипликации в целом. Наибольших похвал критиков и оценок комиссий всевозможных кинонаград было удостоено музыкальнее сопровождение мультфильма. Единственное, пожалуй, обоснованное критическое замечание к "Русалочке" - ее несоответствие исходной сказке Андерсена.
Напомним, в сказке русалочка попросила у морской ведьмы человеческие ноги взамен своего хвоста и лишилась голоса. В финале истории принц полюбил другую и женился на ней. А русалочка превратилась в морскую пену. По версии Диснея, принц был просто загипнотизирован ведьмой, а не влюбился по-настоящему в другую, и в финале он женился на русалочке Ариэль. Создатели мультфильма сделали сказку менее драматичной, зато куда более доброй и позитивной.
С "Русалочки" начинается период в истории киностудии, который называют "диснеевским Ренессансом". В 2013 году мультфильм вышел в 3D-формате, в том же году появилась "Русалочка" на Blu-ray.
7."Красавица и Чудовище", 1991
"Красавица и Чудовище" - самый успешный для своего времени мультфильм Диснея. Это адаптация одноименной сказки Жанны-Мари Лепренс де Бомон, основанной, в свою очередь, на распространенном народном сюжете.
В отличие от народной сказки, в фильме действуют заколдованные слуги замка - часы, подсвечник, чайник и чашка и так далее. Кроме того, анимационная сказка достаточно подробно описывает характер Красавицы (Белль) - она нарисована тонкой, чувствительной и доброй, а главное - эта девушка любит читать, мечтать и фантазировать. Одно из самых потрясающих чудес для нее - попасть в огромную замковую библиотеку, где можно найти сколько угодно новых сказок и историй. Именно такая девушка и могла бы увидеть внутреннюю красоту за маской грубости ужасного Чудовища.
Интересно, что у надтреснутой чашечки Чипа по первоначальному сценарию была всего одна реплика в мультфильме. Однако создателям картины так понравился голос актера, что персонажу добавили дополнительные реплики. А в продолжениях фильма Чип и вовсе занял значительное место.
Кстати, "Красавица и Чудовище" стал первой анимационной картиной, выдвинутой на "Оскар" в номинации "Лучший фильм".
8."Аладдин", 1992
Первоисточник этой сказки - одна из историй "Тысячи и одной ночи". Однако некоторые сюжетные ходы заимствованы из фильма 1940 года "Багдадский вор". Правда, действие при этом перенесено из Багдада в вымышленную Аграбу. "Аладдин" был снят на пике "диснеевского Ренессанса".
Это один из самых успешных мультфильмов в истории студии, собравший в мировом кинопрокате более 504 миллионов долларов. Комедийную роль Джинна в картине озвучивал известный актер Робин Уильямс ("Джуманджи", "Миссис Даутфайр", "Король-рыбак" и др.).
"Аладдин" продолжает лучшие диснеевские традиции - это фильм с превосходной музыкой и прекрасно созданными комедийными персонажами второго плана. Впрочем, от своего первоисточника он не менее далек, чем его предшественники.
9."Рапунцель: Запутанная история", 2010
"Рапунцель" - веха для "Диснея" сразу в нескольких отношениях. Это пятидесятая полнометражка киностудии, при этом ее главная героиня стала десятой официальной диснеевской принцессой. Бюджет фильма составил рекордные в мультипликации 260 миллионов долларов. Впрочем, эта сумма более чем оправдала себя: сборы составили свыше 590 миллионов долларов.
Отметим, что это также первый мультфильм Диснея, изначально выполненный в формате 3D и одновременно - в классическом "фирменном" стиле студии.