11.02.2014 15:09
Общество

Ростовские физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект

Текст:  Марина Бровкина (Ростов-на-Дону)
Ученые-физиологи Ростовского медицинского университета показали зависимость интеллектуальной деятельности человека от тональности музыкального произведения. О том, какую музыку стоит слушать, чтобы повысить умственную работоспособность, рассказал "РГ" доктор медицинских наук Яков Хананашвили.
Читать на сайте RG.RU

Яков Абрамович, когда было замечено, что музыка влияет на состояние человека?

Яков Хананашвили: Еще древние люди настраивались на охоту под ритмичные звуки - стучали палкой по выгнившему бревну. Кстати, подросткам интересно будет узнать, что группы молодых собакоголовых обезьян тоже любят постучать палками все вместе. Это их очень "заводит".

В письменных источниках самая старая притча о влиянии музыки приведена еще в Ветхом завете: Давид, играя на арфе, избавил Саула от депрессии. Пифагорейцы под музыку занимались математикой, считая, что под нее задачи решаются легче. Авиценна был убежден, что гармонические аккорды - нелекарственный способ лечения, к примеру, как диета, ароматы или юмор.

Ростовские медики научились определять патологии по рисунку на ладонях

Сейчас накоплено много данных об этом явлении. Известно, например, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и гриппа. Струнные инструменты эффективны при болезнях сердца, труба - при радикулите и невралгии, звуки кларнета улучшают работу кровеносных сосудов, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи. "Правильная" музыка укрепляет иммунную систему, может снижать содержание сахара в крови, классика благотворно влияет на ребенка во чреве матери.

Почему вы заинтересовались воздействием музыки на интеллект?

Яков Хананашвили: Большинство задач, которые предлагает современная жизнь, связаны с напряженной умственной работой. Особенно это касается молодежи. Учебные программы постоянно меняются, в образовательном процессе используется сложная техника, объем информации возрастает, а времени для ее усвоения столько же, сколько было десятки и сотни лет назад.

Мы привлекли к эксперименту юношей и девушек от 18 до 20 лет, ведь для них вопрос о том, как повысить продуктивность интеллектуальной деятельности, отнюдь не праздный. (Тут с профессором не поспоришь, наверное, многие помнят, как во время сессии от нагрузки "плавится мозг". К каким только ухищрениям ни прибегают студенты, чтобы к экзамену подойти в самой лучшей форме: пьют полулегальные "ускорители ума", энергетики, меняют диету и даже от безысходности кричат "халява, приди". Такими методами готовы пользоваться не только студенты, но и те, кто давно покинул альма-матер, если необходимо всерьез напрячь интеллект).

Медицинские эксперименты, как известно, бывают разные, иногда, медики во имя науки (и своих пациентов!) шли на огромный риск: заражали себя вирусами, глотали бульон с микробами и вводили только что изобретенные препараты. А в чем суть экспериментов, проведенных в Ростове?

Яков Хананашвили: У нас все было значительно гуманнее. "Подопытные" должны были прослушать симфонию № 1 (до мажор) Бетховена и произведение этого же композитора - симфонию № 5 (до минор). А перед и после музыкального воздействия пройти специальный корректурный тест - это интеллектуальная работа с таблицей, в которой различные символы и буквы вразнобой нанесены на лист бумаги. Физиологи применяют ее с давних пор, потому что она позволяет с высокой точностью определить параметры интеллектуальной деятельности. На решение теста юношам и девушкам отводилось по две минуты. В эксперименте участвовали 66 человек и примерно столько же в контрольной группе, то есть тех, кто не подвергался воздействию.

Каковы результаты?

Донские ученые создали одежду с климат-контролем

Яков Хананашвили: Мы рассчитали четыре параметра: точность выполнения задания, умственную продуктивность, объем зрительной информации и устойчивость внимания. Оказалось, что устойчивость внимания после минорной музыки снизилась на 19,5 процента, точность выполнения задания и умственная продуктивность упали более чем на четыре процента. Не произошло только изменения объема зрительной информации. Зато "радостный" Бетховен поднял показатели почти на пять процентов, а умственную продуктивность - на семь. Не изменилась лишь устойчивость внимания. Так что если ситуация требует максимального интеллектуального сосредоточения, слушайте произведения, написанные в ладе до мажор. Причем только классику.

О музыке других жанров мнения ученых далеко не единодушны. Некоторые могут принести не пользу, а вред: просто-напросто "раздергать" психику. Известно, что при регулярном слушании тяжелого рока значительно усиливается склонность к суициду, такие звуки "рассогласовывают" работу нервной системы и эндокринных желез.

Животные и растения, между прочим, тоже неравнодушны к музыке - предпочитают классику. Во время экспериментов музыкального терапевтического общества Швеции акулы и дельфины со всего побережья собирались слушать Баха.

Кстати

Медики, проведя многочисленные эксперименты, пришли к выводу, что различные виды музыки по-разному действуют на человека. Религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, она достаточно эффективно облегчает боль, веселые песни помогут справиться с сердечными недугами и подарят долголетие, а самый большой эффект оказывают произведения Моцарта. Тут настоящая тайна - люди, слушающие великого австрийца, подчеркивают ее оздоравливающее и даже омолаживающее действие. Этот феномен так и назвали - "эффект Моцарта". Впрочем, каждый может испытать его на себе. Послушайте, например, фортепианный концерт номер два и сделайте свои выводы.

Наука Ростов-на-Дону Юг России