12.02.2014 00:08
Культура

В Воронеж приедет танцующий экскаватор

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
В Воронеже объявлена театральная программа Платоновского фестиваля. В первый его день на главной площади города покажут "Танец человека и экскаватора" - за минувшее десятилетие это шоу Доминика Буавэна играли более 600 раз в 40 с лишним странах. На закрытии в оперном театре - израильскую танцевально-цирковую фантазию "Устрица", которая навевает ассоциации с фильмами Феллини и мультиками Тима Бертона одновременно.
Читать на сайте RG.RU

Между этими вехами - череда событий как для поклонников традиционного театра, так и для тех, кто готов удивляться. На IV Платоновском фестивале, который пройдет в Воронеже с 5 по 15 июня, дадут 40 представлений, причем каждое четвертое - бесплатно. Если считать по оригинальным названиям, спектаклей будет заметно больше, чем год назад: 20 против 14.

Бутусов, Коршуновас, Надж

В "звездной" части программы - постановка культовой для театрального мира пьесы Брехта "Добрый человек из Сезуана" (Московский драмтеатр имени А. С. Пушкина). Один из наиболее востребованных в России и Европе режиссеров Юрий Бутусов дерзнул переосмыслить текст, который уже полвека прочно связан в зрительском восприятии с именем Юрия Любимова и Театром на Таганке. Новая версия считается более философичной, отмечена пятью номинациями на "Золотую маску" в сезоне 2012-2013 и Международной премией Станиславского как "Событие сезона".

На воронежский фестиваль приедут звезды этномузыки

Не менее известен режиссер Оскарас Коршуновас, образующий знаковую для современного театра литовскую троицу вместе с Эймунтасом Някрошюсом и Римасом Туминасом. Воронежцы уже видели его "Миранду" по Шекспиру (на II Платоновском), а теперь оценят "Последнюю ленту Креппа" по Беккету - на русском языке, с народным артистом Юозасом Будрайтисом в главной роли. Его пожилой герой путешествует в прошлое, слушая давние записи собственного голоса.

И, наконец, крупнейшая фигура визуального театра, французский балетмейстер-новатор Жозеф Надж с не потерявшим блеска за 20 лет показов спектаклем "Войцек, или эскиз головокружения". Пьесу Бюхнера, мотивы которой использовал режиссер, ставили многие экспериментаторы. Версия Наджа, воплощенная в Национальном хореографическом центре Орлеана, акцентирует внимание публики не на истории ревности, убийства и самоубийства "маленького человека", а на безумии как таковом, которое движет главным героем. Отсюда и персонажи-големы, и отказ от привычной драматургии в пользу вереницы образов - странных, оборванных, но цепляющихся друг за друга, как в длинном сне. "Войцек" Наджа получил приз зрительских симпатий на очень "разборчивом" белградском фестивале "БИТЕФ" и "Золотую маску" как лучший зарубежный спектакль, показанный в России.

Привет из Великобритании

Благодаря перекрестному Году культуры Россия - Великобритания и партнерству с Международным театральным фестивалем имени А. П. Чехова воронежцы увидят постановки двух английских театров. Камерный балет "Неподвижный поток" создан в театре с трехсотлетней историей "Сэдлерс Уэллс" хореографом Расселом Малифантом и художником по свету Майклом Халлсом. Впервые он прошел в Лондоне минувшей осенью, а на Платоновском фестивале может состояться его российская премьера, если в расписании гастролей по РФ первым окажется Воронеж.

Фантазия "Вспоминая утраченное" британской театральной компании "Гекко" - кинематографичный по монтажу, завораживающий, отчасти сюрреалистический - продолжит знакомить воронежцев с визионерским театром, ярким примером которого был спектакль Аурелии Тьере "Шепот стен", показанный на Платоновском прошлым летом. "Прошлое преследует Лили, угрожает ей и. в конечном итоге, заставляет увидеть себя такой, какая она есть", - поясняет режиссер Амит Лаав.

Платонов с вариациями

Народный артист России Александр Филиппенко специально для воронежцев подготовит "Платоновский вечер" из произведений любимого автора. Знакомый публике в первую очередь по "злодейским" ролям в кино и театре, он все чаще обращается к жанру моноспектакля и достиг в нем непревзойденных успехов. Одна Госпремия РФ чего стоит, не говоря о фестивальных наградах. Филиппенко называет себя "переводчиком с авторского на зрительский", и его интерпретация текстов Андрея Платонова, который многим землякам еще малознаком и малопонятен, будет как нельзя кстати.

Воронежский театр выдвинули на "Золотую маску"

Петербургский театр "Плоды просвещения" привезет джазово-хореографический спектакль Сеппе Кантерво (Сергея Пронина) "Русский космос", основанный в первую очередь на рассказе "Фро" - где вселенная со всеми ее стихиями умещается в сердце одной влюбленной женщины. Музыку к постановке исполнят авторы - пианист Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков (год назад он выступал в Воронеже с Сергеем Старостиным). В главной роли - хореограф Вера Арбузова, участница "Мастерской Владимира Васильева" на III Платоновском фестивале.

Камерный театр в дни фестиваля покажет трагифарс "14 красных избушек" - эту постановку прошлым летом увидели лишь участники Платоновских чтений в формате репетиции. С осени спектакль вошел в постоянный репертуар, сейчас он претендует на "Золотую маску" в трех номинациях.

В воронежском ТЮЗе реализуют совместный проект с Платоновским фестивалем: заслуженный артист России Камиль Тукаев ставит сценическую читку пьесы "Шарманка" с графическими новеллами и скульптурами. Впервые эту пьесу поставил вместе с однокурсником Валерием Саркисовым нынешний директор фестиваля и худрук Камерного театра Михаил Бычков в 1988 году в том же ТЮЗе. Читка начнется с воспоминаний о той "Шарманке" и продолжится на фоне иллюстраций Натальи Коньшиной. Фигуры главных героев вырежет из дерева местный художник Сергей Горшков.

Театр захватывает улицы

В этом году воронежцам предложат как никогда много мероприятий под открытым небом. Уже упомянутый "Танец человека и экскаватора" бесплатно сыграют четыре раза - взаимодействие человека и машины вполне вписывается в круг "платоновских" тем, которым на фестивале традиционно уделяется особое внимание. В каждом городе танцору Филиппу Приассо приходится иметь дело с новым - по размеру и характеристикам - экскаватором, так что их экспрессивный и не лишенный риска диалог обещает быть неожиданным даже для самого артиста. Возможно, для публики смонтируют трибуны на 600-700 мест.

В День России 12 июня по проспекту Революции пройдет парад уличных театров: Tall Brothers (Москва), PAVANA (Нидерланды - Италия), DEREVO (Германия - Россия) и Teatr Biuro Podrozy (Польша). Затем они дадут представления на разных площадках. Воронежцы увидят акробатов и ходулистов, танцоров и мимов, фокусников и факиров. Поляки, к примеру, покажут в Event Hall’е "Планету Лем", основанный на впечатлениях режиссера Павла Шкотака от произведений знаменитого земляка-футуролога. Зрители заглянут в фальшивый рай - детище технического прогресса, встретят роботов и пришельцев, Ийона Тихого и Профессора Тарантогу, и убедятся в том, что всеобщее благоденствие оборачивается вырождением человека.

А на "фестивальной ночи" в парке "Алые паруса" можно будет увидеть найденный театром DEREVO специально для воронежского выступления "Полночный баланс" - на песке, на кромке воды и на волнах. Нечто подобное труппа делала в Дрездене ("Белая крепость") и в Дублине ("Белый сад"). На сей раз обещают построить Город Памяти, где человек тщетно пытается зарыть в песок "мусор" своей жизни - грехи и ошибки, но все-таки находит способ очиститься от них. В перформансе задействуют участников мастер-класса Антона Адасинского в академии искусств.

Раздел "Другое"

Адасинский и театр DEREVO выступали в Воронеже минувшей осенью. Часть публики вышла со спектакля "Однажды" зачарованной, часть - недоуменной и заинтригованной. Отличный шанс обновить впечатления - посмотреть собравший коллекцию престижных премий спектакль "Острова" о противостоянии мечты и реальности. Как и во всех работы Адасинского (будущего руководителя курса в Воронежской академии искусств), здесь равно важны клоунада, пантомима, музыка и свет.

Антон Адасинский наберет курс в Воронежской академии искусств

Модный у московской молодежи "Гоголь-центр" представит в Воронеже "Митину любовь", где режиссер из Латвии Владислав Наставшев попытался найти адекватную форму для отображения первой, томительной и пугающей влюбленности, когда человек осваивает диапазон между парением души и влечением тела. По мнению директора фестиваля Михаила Бычкова, спектакль сделан с искренним уважением к Бунину и должен, несмотря на необычность формы, "традиционалистов наших устроить вполне".

"Майскую ночь", сделанную в Московском театре кукол Каролиной Жерните из Литвы, нужно будет смотреть… с закрытыми глазами. Волшебная атмосфера гоголевской сказки там создается с помощью пения, шумов, прикосновений и даже запахов еды, вдобавок зрителей катают по залу на специальных креслах. Актеров консультировали члены Всероссийского общества слепых, и для чистоты эксперимента публике советуют не отказываться от темных повязок. Впрочем, у тех, кто решит воспринимать действо всеми органами чувств, впечатление будет не менее захватывающим.

Словачка Слава Даубнерова представит в Камерном театре визуальный моноспектакль "Без названия". Ее вдохновили выразительные концептуальные фотографии Франчески Вудмен, которая экспериментировала с долгой выдержкой и снимала главным образом собственное тело, "загоняя" его в необычные пространственные рамки. В перформансе исследуется творческий процесс загадочной Франчески, которая оставила большинство своих работ безымянными и в 22 года покончила с собой.

Продажа билетов на театральные и музыкальные события Платоновского фестиваля начнется 26 февраля. В тот же день состоится pre-party - концерт британской группы Morcheeba. Подробности на сайте www.platonovfest.com.

Прямая речь

Михаил Бычков, директор Платоновского фестиваля искусств:

- Фестиваль уже декларировал свое стремление развиваться в сторону открытого международного форума, где искусство представлено во всем многообразии форм, жанров, включая поиски, эксперименты и бесценные образцы традиции. Мы рассчитываем на то, что слушатели будут расширять свое представление об искусстве. Не только удовлетворять свои ожидания, но и развиваться. Поэтому в музыкальной программе очень много необычных художественных явлений. Немало будет и спектаклей, которые отличаются от того, к чему привыкли наши зрители. Чтобы отразить сегодняшнее лицо мирового театра, мы отобрали постановки, имеющие самый высокий рейтинг и международное признание.

Они очень разнообразны по стилю, основаны на пьесах и прозе, на мотивах известных произведений и собственных сценариях. Одни (прежде всего в Платоновской программе) полностью держатся на тексте, в других есть лишь несколько фраз на разных языках, а зачастую текста нет вообще. Можно долго анализировать, почему традиционная литературная основа теряет в современном театре популярность. Но факт есть факт: старая технология, когда в стационарной труппе с режиссером берут пьесу, разводят мизансцены, приглашают сценографа и так далее - неминуемо уходит. В ней заложена опасность: закостенеть, заштамповаться и отстать от человека, у которого ускорились реакции, который живет в плотном потоке информации. Тут нужно либо увеличивать концентрацию "театральной плоти", что-то дополнительное к старому тексту и актерской игре вводить, либо сокращать все эти литературные повторы… И важно, на мой взгляд, не то, берут ли экспериментаторы пьесу, интервьюируют прохожих, как мы сделали недавно в Камерном, или сочиняют сюжет по сновидениям. Важна цель - живое художественное высказывание, направленное на то, чтобы "пробиться" к зрителю.

Мы хотели бы, чтобы людей, интересующихся содержанием фестиваля, становилось все больше. Поэтому пригласили уличные театры. Это явление широко распространено в мире и имеет свою традицию, иерархию, достижения. Бесплатные спектакли под открытым небом - очень демократичный вид зрелища, надеемся, он всем понравится.

Драматический театр Воронеж Центральная Россия