В открытом после долгой реконструкции замечательно красивом здании Псковского театра драмы им. Пушкина побывали участники заседания президентского совета по культуре. Это высокое собрание во главе с президентом принимал молодой худрук, 36-летний ученик Петра Фоменко режиссер Василий Сенин.
Фестиваль оказался переломным не только для города, но и для всей культурной ситуации в стране. Вместе с его первыми тактами в России начался Год культуры, а также решительная подготовка к принятию так называемого закона о культуре. Как в капле воды на Пушкинском фестивале отразились все проблемы, связанные с театром и культурной политикой. Страна находится в острой ситуации смены лидеров, смены поколений. Молодые режиссеры берут ответственность за старые или вновь созданные театральные коллективы. Здесь культурные "управленцы" и менеджеры должны быть мудрейшими дипломатами, да где ж их столько взять? Огромный энтузиазм, с которым команда Сенина стала собирать вокруг театра творческую элиту города, нового зрителя, впечатлил всех непредвзятых зрителей и участников. Хотелось бы верить, что отношения новой и прежней команды фестиваля (напомним, что в течение 20 лет им руководил знаменитый актер и пушкинист Владимир Рецептер, создатель Пушкинского театрального центра в Петербурге) не дойдут до военных крайностей.
21-й по счету фестиваль во Пскове ставил своей задачей ответить на вопрос о "всемирной отзывчивости" Пушкина. Не случайно в нем приняли участие молодые выпускники театральной академии во французском Лиможе, которой руководил наш соотечественник, актер и режиссер Антон Кузнецов, трагически рано умерший в июне 2013 года, не дожив до 46 лет. Они сыграли спектакль "Декабристы. Санкт-Петербург 1825" по пьесам Бориса Голлера. Скромный студенческий формат спектакля, тем не менее, дал молодой русской публике представление о высоком благородстве людей, вышедших на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. Слова о свободе и достоинстве, важнейшие для лицейского поколения русской истории, звучали с подмостков псковской сцены обжигающе современно.
Завершился фестиваль тончайшей работой Руслана Кудашова и Большого театра кукол "Покаяние и прощение". Это название связало в мистериальном пространстве две повести Пушкина - "Станционный смотритель" и "Метель", а изысканные марионетки и прекрасные актеры вместе размышляют о нитях судьбы, властвующих в человеческом мире.
Ну, а в первые дни фестиваля громыхали страсти по "Евгению Онегину". Сначала спектакль по пушкинской поэме в постановке Юрия Любимова показал Театр на Таганке. А чуть позже в диалог вступил молодой режиссер Тимофей Кулябин. Созданный им в новосибирском "Красном факеле" "Онегин" стал одним из главных яблок раздора между ревнителями традиции и теми, кто хочет вчитать Пушкина в самый насущный, актуальный художественный и жизненный контекст.
Резкий, болезненно современный спектакль Кулябина оказался высказыванием об огромной душевной опустошенности молодого человека начала XXI века. Онегин, читающий журнал "Сноб", сидящий у компьютера в углу своей комнатки, к финалу спектакля оставляет вместо себя проволочную скульптуру, а играющий его актер струей воздуха выдувает оттуда пепел. Нежданно в том же ореоле опустошенности предстает перед нами в финале и Татьяна: одетая в строгий брючный костюм, она сменяет Онегина в его мертвом ритуале светских танцев. И сам спекактль, и его режиссер, и художник Олег Головко, и художник по свету Денис Солнцев, и исполнительница Татьяны Дарья Емельянова номинированы на "Золотую маску". Спектакль можно будет увидеть 7 апреля на сцене Театра им. Пушкина.
Пушкинский псковский фестиваль на переломе эпох отразил весь мучительно непростой контекст отношений новаторства и традиции в современной культуре, которые как ни странно грозят перерасти в войну поколений. Споря о границах актуализации и авторской свободы, не стоит забывать о том поразительном опыте самостоянья человека, который передал нам Пушкин. Как напомнила нам в своей блистательной лекции, которая называлась "И не оспаривай глупца", поэт, эссеист, философ Ольга Седакова, Пушкин ценил как радикальную свободу поэта, так и ответственное слово историка.
А главное - Пушкин любил воображать мир и после своей смерти. Вот вам и первые принципы закона о культуре.