Пустые перроны уйдут в прошлое - из-за роста долгов регионов многие электрички могут отменить. Фото:РИА Новости / www.ria.ru
Минтранс намерен вернуться к ситуации с пригородом в начале апреля и посмотреть, удалось ли регионам договориться с пригородными компаниями и между собой, отметил министр транспорта Максим Соколов. И решить вопрос о льготном проезде для студентов и школьников во всех субъектах. Уже три региона сейчас: Вологодская, Новгородская и Тверская области планируют вовсе прекратить предоставление льгот учащимся.
Субъектов, которые готовы действительно платить за пассажира, в том числе и льготников, в пригороде - единицы. Острота проблемы нарастает, признал Соколов. Только в январе этого года было снято 55 пригородных поездов, еще 100 - в прошлом году.
В Ставропольском крае, например, уже 12 поездов сокращено и в марте могут последовать очередные отмены. Основные "корректировки" в расписании пришлись как раз на час пик.
За проезд в электричке десяти километров "в сдавленном состоянии" в этом году регион установил тариф в 18,09 рубля. До этого он составлял 13,3 рубля за зону. Перевозчик предлагал установить оплату еще выше - 24,2 рубля за десять километров. В качестве альтернативы отмененным электричкам краевой минтранс выставил на маршруты 9 автобусов. Цена на проезд в этих автобусах заметно ниже, чем в электропоездах - 14,5 рубля за одну зону.
В Бурятии билет подорожал вдвое: с 32 рублей до 61 рубля за десять километров. В 2013 году цена билетов на пригородные поезда в республике повышалась дважды. И была самой высокой в России. Из-за оптимизации электричек 13 тысяч жителей десятка деревень Кабанского района оказались фактически отрезанными от райцентра, Улан-Удэ и друг от друга. Поездка за любой справкой, к врачу, в паспортный стол, в детский сад, в школу-интернат, даже в магазин усложнилась многократно. Маршрутки между населенными пунктами в районе ходят всего три раза в сутки.
В Калининградской области хотя тарифы остались без изменений - на уровне 2013 года, но отменено 29 электричек. Люди жалуются, что движение поездов в курортные города Зеленоградск и Светлогорск стало реже. Но альтернатива электричкам есть: автобусы и микроавтобусы в этом направлении идут через каждые час-полтора, а летом - через каждые полчаса.
Основная проблема связана с тем, что субъектам не хватает ресурсов для полной компенсации перевозок. Хотя пригородные пассажирские компании работают в 72 регионах, а минфин не отказывается помогать им деньгами по этой статье расходов. Но эта поддержка не может быть вечной. У тех субъектов, кто действительно занимается этим видом транспорта вместе с перевозчиками, идет снижение выпадающих доходов.
Зная, что есть выход, правительство как главный акционер железной дороги требует у регионов прекратить возить пассажиров в долг. Увы, негативная тенденция наращивания задолженности перед РЖД существует, отметил Максим Соколов. Долг увеличился уже до 31,5 миллиарда рублей. И в 2014 году дополнительные потери РЖД оценивает еще в 10 миллиардов рублей. Получается, что более десяти миллиардов РЖД добавляет на электрички из своих резервов. А регионы не хотят ни за что платить. Больше ресурсов для этого у железнодорожников нет. Если субъекты оставят все как есть, то жителей регионов-должников будут возить за счет увольнения железнодорожников, прогнозирует статс-секретарь, вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков.
Если не изменить ситуацию, в ряде населенных пунктов пассажиры не смогут догнать последнюю электричку. И не только потому что уровень поддержки из федерального бюджета снижается. В том числе и на компенсацию затрат на пользование инфраструктурой в цене проезда. Если сейчас на это в бюджете заложено 25 миллиардов, вместо необходимых 33 миллиардов рублей, то уже в 2015 году будет только 6 миллиардов рублей, а в 2016 году в рамках текущего бюджета поддержка федерального уровня прекращается. И решений по этому вопросу на данный момент нет, констатировал Соколов.
Если говорить о формировании конкурентной среды для пригородных перевозок в целом по всем видам транспорта, то и на автобусе, и в электричке пассажиры не должны платить за инфраструктуру, считает глава РЖД Владимир Якунин. При этом Максим Соколов поддержал безвозмездность использования железнодорожной инфраструктуры для пассажиров. Иначе пассажиры не смогут себе позволить ездить на электричке ежедневно, так как источников компенсировать инфраструктурную составляющую, кроме как поднимать цену, включая их в стоимость билета, нет.
Более десяти лет в полномочиях регионов уже прописано обеспечение пригородного сообщения, но сегодня только ряд субъектов установили экономически обоснованный тариф. Четыре региона вообще отказались платить за перевозки. Из 29 субъектов, которые установили экономически обоснованный уровень затрат, часть не предусмотрела компенсации для перевозчиков. А другие установили издевательский низкий размер компенсации выпадающих доходов от 2 до 20 процентов от нужного уровня, констатировал Соколов.
До 31 марта все субъекты, где есть пригородное сообщение, должны подписать нормальные контракты на перевозку и завершить процесс тарифного регулирования на 2014 год. Если регионы этого не сделают, то этим займется Федеральная служба по тарифам, которая определит экономически обоснованный тариф для каждого региона. Чтобы не сложилась ситуация 2014 года, когда до сих пор не подписаны соглашения на перевозку пассажиров, Соколов попросил уже сейчас начать подготовку контрактов на 2015 год.
В целом может возникнуть абсурдная ситуация, когда на границе двух регионов пассажиров будут высаживать из одной электрички и пересаживать в другую, где поездка уже будет по другим тарифам, отметил глава РЖД Владимир Якунин.