Ирина Борисовна, расскажите нашим читателям как строится работа школьного психолога?
Ирина Умняшова: Это очень правильный вопрос. Потому что от того, как строит свою работу психолог, зависит очень многое. А он ее должен строить по основным направлениям того учебного заведения в котором работает, в том числе в зависимости от образовательной программы, которая существует в школе, и от особенностей самих учеников. Работа психолога может быть направлена на выявление высокомотивированных и одаренных детей, помощь учителю в разработке индивидуальных занятий для юных талантов. Если в образовательном учреждении существует психологическая служба, то перед ней стоит целый комплекс задач, который значительно шире, чем те задачи, которые решает всего один специалист. В любом случае, будь то служба, или один психолог, всю свою работу они согласуют с руководством школы в соответствии с требованиями, которые есть в этом учебном заведении.
Давайте разберем ситуацию, когда в школе работает всего один психолог.
Ирина Умняшова: Понятно, что за одним психологом нельзя закрепить все направления сразу. Я прихожу в школу работать психологом, и мне говорят, что моя главная задача - чтобы в школе ничего не случалось.
То есть, как раз перед вами ставят задачу - обеспечить безопасность?
Ирина Умняшова: Да, моя задача - раннее выявление и профилактика возможных рисков. Я должна быть хорошим диагностом, чтобы наблюдать все изменения в поведении детей, выявлять "группы риска", просвещать и консультировать педагогов и родителей как грамотно взаимодействовать с этими детьми и корректировать их поведение. Проводить развивающие занятия (после получения согласия от родителей или законных представителей). Задача не из простых, но если все время плотно работать с учителями, родителями, постоянно общаться с ними, знать, что ежедневно происходит в классах, отдельно с каждым учеником, то любое изменение в поведении ребенка, будет заметно. Он вдруг стал хуже учиться, плохо себя вести и т.д.. Задача раннего выявления и профилактики рискованного поведения - это системная задача, ее должны решать вместе педагоги с родителями, а психолог может реально помочь в этом. Потому что имеет представление о признаках и способах проявления такого рода поведения, а также о способах его коррекции.
Если психолог заметил это пограничное состояние, что он должен делать? Просить разрешения у родителей, чтобы начинать работать с этим ребенком?
Ирина Умняшова: Разрешение должно быть обязательно. Но очень важно не делать поспешных выводов и ни в коем случае не ставить какие-либо диагнозы, а постараться более глубоко проанализировать ситуацию, собрать дополнительные сведения о ребенке - посмотреть его медкарту, пообщаться с педагогами, встретиться с родителями. Часто бывает, что причины такого поведения находятся либо в семейной ситуации, либо требуют вмешательства медицинских работников - и тогда психолог может посоветовать родителям к каким именно специалистам следует обратиться за консультацией. Если же у психолога есть соответствующие профессиональные навыки - он может предложить родителям поработать с ребенком сам. А если случай все же больше имеет отношение к медицине, к психиатрии, то тогда, конечно лучше сразу выходить на родителей, и лучше это опять же делать через педагогов. Они педагогам доверяют гораздо больше и быстрее прислушаются. Быть неким посредником между педагогом и родителями.
Родители не доверяют психологам?
Ирина Умняшова: Доверие родителей к психологу во многом зависит от него самого. Чего боятся родители? Оценочного суждения о своем ребенке, о своей семье. Если у ребенка есть проблемы, возможно, они есть и в семье - или родители не видят этой проблемы. Чтобы психологу доверяли родители, он должен больше участвовать в жизни школы, каждого класса, ходить на родительские собрания, завести свою страницу на школьном сайте. Я когда в свое время пришла работать в школу психологом, первым делом вывесила в школе объявление с перечнем вопросов, по которым ко мне можно обращаться. Если родители шли даже с теми вопросами, которые не в моей компетенции, просто советовала куда лучше обратиться, если не могу помочь сама. Кстати, в помощь родителям есть очень хороший сайт "Детская психология для родителей", автор которого - наш университет.
То есть, если я как родитель не знаю своего школьного психолога, то это он недостаточно хорошо строит свою работу?
Ирина Умняшова: Возможно, что психолог мало информировал родителей о своей работе, но это еще не значит, что он плохо работает. Возможно, руководство школы определило основное направление работы психолога как "психологическое сопровождение учащихся начальной школы", а ваш ребенок уже учится в средней или старшей школе.
После трагедии в 263 школе работали психологи МЧС, Московской психологической службы и Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Школьные психологи с такими ситуациями не справляются? Как вообще можно оценить результат работы последних?.
Ирина Умняшова: Некоторые школьные психологи тоже могут оказывать экстренную психологическую помощь, если они прошли специальное обучение. Но большинство школьных психологов владеют методами профилактической и консультативной работы, их деятельность направлена на поддержку и сохранение психологического здоровья ребенка, а также создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. Чем лучше атмосфера в школе, чем она дружелюбнее и комфортнее, тем лучше и эффективнее работает школьный психолог. Но при этом каждому школьному психологу необходимо уметь решать экстренные запросы и реагировать на различные ситуации, происходящие с детьми. Полгода назад, например, была вспышка суицидов. Бывают другие сложные ситуации.
А чего вы ждете от переаттестации?
Ирина Умняшова: Я надеюсь, что результат предстоящий аттестации низким не будет. Я много общаюсь с коллегами на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации и знаю, что в Москве работает немало квалифицированных специалистов.
Мы в самом начале говорили о том, как психолог работает по мотивации школьников, а что мотивирует психолога, когда он видит, что средняя зарплата у педагогов в столице 70 000 рублей, а у него вдвое меньше?
Ирина Умняшова: Согласна, так быть не должно. И я знаю, что некоторые образовательные учреждения, меняют систему оплаты, разрабатывают систему стимулирующих надбавок, в том числе и у психологов, и чем выше специалист показывает результаты, чем эффективнее его работа, тем выше зарплата.
В итоге, скажите, школьный психолог должен нести ответственность, за то, что ученик его школы устроил кровавую расправу в школе?
Ирина Умняшова: Я считаю, что ответственность несут все взрослые: и родители, и учителя, и психологи. Ребенок проводит почти 50 процентов дома и столько же - в школе. Два выходных перед тем, как явиться вооруженным в школу, он был дома. Что там случилось, что происходило? Мы не знаем. В любом случае, педагоги, психологи, ответственности с себя не снимают, это точно. Когда с нашими детьми происходит что-то неладное, чаще всего виноваты мы, взрослые, в первую очередь, потому что не заметили, что с ребенком что-то происходит.
Лабораторию модернизации психологической службы системы образования Московского психолого-педагогического университета Москвы, которую возглавляет Ирина Борисовна Умняшова по поручению вице-премьера Ольги Голодец участвует в программе по модернизации психологической службы системы образования.