25.02.2014 00:20
Власть

Беспорядки на Болотной показали раскол в креативном классе общества

Киевские уроки московским либералам
Текст:  Юрий Сергеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №44 (6316)
Решения Замоскворецкого суда по делу участников беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года отражают разные ожидания общества. Большинство граждан России, тут даже и на соцопросы ссылаться не нужно, не желают на улицах своих городов ни беспорядков, ни погромов. И потому ждут от власти решительности, жесткости, строгости (по закону!) в отношении тех, кто, отстаивая свои политические позиции, берет в руки "оружие пролетариата".
Читать на сайте RG.RU

При этом сам факт беспорядков на Болотной, реакция на них различных социальных групп свидетельствуют о расколе в сегодняшнем российском обществе. Причем речь идет не о противостоянии власти и оппозиции, что вполне нормально, когда удерживается в рамках закона, но о расколе между либеральным сегментом социума, так называемым креативным классом, и той частью общества, которой дали название "молчаливое большинство". Достаточно заглянуть в наши соцсети.

Семеро фигурантов "Болотного дела" получили реальные сроки

Правда, в последние дни пыл блогеров-оппонентов поугас. Злобы, взаимных оскорблений значительно убавилось. Судя по всему, и тех, и других отвлекла от противоборства трагедия, происходящая в Киеве.

На этом фоне, конечно, странно наблюдать, как к украинскому посольству в Москве приходят отметившиеся на Болотной либеральные лидеры, чтобы поддержать тех, кто сегодня в Киеве устраивает погромы, убивает невинных граждан, растаптывает на майдане элементарные нормы демократии, подменяя процедуру выборов метанием камней и бутылок с "коктейлем Молотова". Заметим, происходило это хождение к посольству на фоне того, что украинские "братья по креативному классу" бежали из Киева от погромщиков, спасая себя и свои семьи.

Все это наблюдать тем более странно потому, что часть наших либералов, очевидно, не хочет извлекать уроки ни из собственных ошибок, ни из ошибок украинских коллег. Разве не предупреждали их самые последовательные, пожалуй, представители нашей оппозиции Валерия Новодворская и Константин Боровой, что нельзя вставать в один ряд с националистами и радикалами? Ведь рано или поздно такой союз неизбежно приведет к верховенству полевых командиров, которые и будут управлять уличной толпой.

И сегодня мы видим, что майданом на самом деле заправляет лидер экстремистского "Правого сектора" Дмитрий Ярош, прославившийся нацистскими взглядами. Вот одно из его последних заявлений: "Не на словах, а на деле можем показать, что бандеровщина не вчерашний день, это настоящее и будущее, ибо подходят те часы, о которых мы мечтали 20 лет". Позже именно лидер "Правого сектора" отверг все компромиссные договоренности оппозиции и действовавшей власти Украины по мирному урегулированию ситуации. Он потребовал отставки Януковича, роспуска Верховной рады, а также роспуска Партии регионов и компартии, отстранения и наказания руководителей силовых ведомств. И вот теперь националисты уже и в Верховной раде, и в руководстве силовых структур Украины. Складывать оружие, останавливаться на достигнутом явно не собираются.

Что же осталось либеральным Яценюку и Кличко? Пожарная пена да злобные выкрики.

"Митинг народной воли" в Севастополе собрал десятки тысяч людей

А теперь позволю себе утверждение, что в Москве в тот злополучный день 6 мая 2012 года вполне мог вырасти свой палаточный городок, населенный пестрой смесью либералов, леворадикалов и националистов. Дальнейшее развитие сценария по-киевски читатель сегодня может прописать сам...

Я уже не говорю о более глубокой истории. Ведь именно попытки либералов использовать в одном случае левых экстремистов, в другом националистов обернулись двумя величайшими трагедиями ХХ века. Первая случилась в России в 1917-м, вторая - в Германии в начале 30-х.

Никакая власть не бывает идеальной. Естественно, и наши политики живут не в "безвоздушном пространстве". Поэтому едва ли не главенствующую роль здесь играет правильное выстраивание отношений между властью и оппозицией. И эти отношения должны складываться отнюдь не в судебных коридорах.

Куда важнее для самой власти понять оппозицию и помочь ей перейти с улицы в парламенты всех уровней. И вот там власть должна научиться уважать и ценить диалог с теми, кто оспаривает ее решения.

Позиция