04.03.2014 00:45
Экономика

Механизм платы инвестору распространится на все объекты соглашений

Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №8 (937)
Поправки в концессионное законодательство, внесенные правительством РФ в Госдуму, вызвали большой резонанс среди экспертов и бизнес-сообщества. Применение платы инвестору по всем видам объектов концессионных соглашений, а не только применительно к автодорогам, проведение совместных конкурсов, возможность заключения прямых соглашений, которые упрощают процедуру смены недобросовестного частного партнера, - потребность в этих и других новациях зрела давно. Некоторые из этих поправок бизнес ждал уже несколько лет.
Читать на сайте RG.RU

О необходимости продолжать работу по совершенствованию нормативной базы и закреплению института концессионных соглашений в деловой практике заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где обсуждался законопроект. "Правила реализации концессионных соглашений должны стать более четкими и более прозрачными, обеспечить дополнительную защиту прав инвесторов, в том числе за счет гарантий окупаемости вложений и права преимущественного выкупа объекта концессии, - отметил глава правительства. - Механизм платы инвестору распространится на все объекты концессионного соглашения, а не только на отдельные их виды, как это установлено сейчас. Их перечень должен стать открытым, и появится возможность заключения концессионного соглашения на основе так называемой частной инициативы".

Инвесторов не устраивает практика корпоративного управления в России

Законопроект решает многие наболевшие проблемы, уверен партнер юридической фирмы Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Он считает, что само внесение поправок в Госдуму - это уже большой шаг, потому что надежда на их принятие у участников рынка почти иссякла. При этом в законопроекте есть "осечка", заявил юрист на заседании ТПП РФ. Документ предоставляет возможность заключить концессионное соглашение без конкурса, если частный инвестор выступает инициатором проекта, а сам проект соответствует требованиям публичного заказчика, и в течение 30 дней с момента публикации в Интернете не появляется других претендентов. По мнению экспертов, основная недоработка - возможность заключения соглашения без конкурсной процедуры, при условии отсутствия заинтересованности со стороны других игроков рынка. При этом информация о проекте публикуется на официальном сайте за 30 календарных дней. По мнению партнера юридической фирмы Gide Loyrette Nouel Александра Долгова, "30 календарных дней - это фактически 15-20 рабочих дней, что недостаточно для принятия решения об участии в крупных инвестиционных проектах". Эксперт видит два выхода - либо увеличить срок публикации, либо закрепить возможность публичного партнера, при необходимости его продлять.

Вопросы вызывает и частная инициатива. "Допустим, проектом заинтересовались одна-две компании, они подают заявление о готовности участвовать в конкурсе, - рассуждает Александр Долгов, - и, по смыслу этого положения, далее готовится конкурс. Будет ли он учитывать положения, которые содержатся в изначальном варианте частной инициативы? Или не будет? Если будет, то в какой степени?" Сергей Кабанов уверен, что необходимо предусмотреть возможность частичной компенсации расходов инвестора, выступившего с инициативой, на подготовку заявки и обоснование проекта, если компания не пройдет по конкурсу и проект достанется другой организации.

Много вопросов также вызывает положение законопроекта, связанное с введением платы концедента в отношении всех объектов соглашения (ранее относились только к автомобильным дорогам). В целом участники заседания считают поправку важной, тем более что такая норма давно применяется в мировой практике. Но в нынешней версии законопроекта есть некоторые недоработки. В частности, заместитель начальника отдела финансирования проектов Сбербанка России Михаил Потеряхин отметил, что, снимая ограничение применения платы концедента, закон одновременно накладывает ограничение на право концессионера вести какую-либо коммерческую деятельность при наличии в соглашении такой платы. "Запрет на оказание возмездных услуг при плате концедента непонятен. Если это связано с борьбой с лишними злоупотреблениями, то можно просто ввести дополнительные ограничения и согласования с концедентом, но формулировка "вы можете оказывать дополнительные услуги, но на безвозмездной основе" порождает ряд дополнительных вопросов и сложностей в дальнейшей реализации проектов", - отметил партнер EY Дмитрий Бабинер.

Кроме того, до сих пор не решен вопрос налогообложения платы концедента. По словам директора департамента исследований и организационно-аналитической деятельности Центра развития ГЧП Максима Ткаченко, часто концеденту приходится выплачивать концессионеру средства, исходя не только из того, какие эксплуатационные издержки он несет, но еще и продумывая, как ему покрыть привлеченные на проект деньги. По сути, плата концедента делится на две составляющие - инвестиционные и эксплуатационные. При этом вопрос о том, как плата концедента будет облагаться НДС, до сих пор трактуется неоднозначно. "Возможно, стоит в законопроекте прописать структуру платы концедента, чтобы в дальнейшем иметь возможность в Налоговом кодексе ввести норму о том, что инвестиционная составляющая НДС не облагается. Иначе получается не совсем справедливая ситуация", - полагает Ткаченко.

Бизнес Инвестиции Госдума