Неоднократно участвовав в качестве журналиста в министерских встречах Совета Россия-НАТО, давно сделал вывод, что, во-первых, диалог между военными структурами блока и нашей страны, в первую очередь, оставался выгодным самому альянсу. А, во-вторых, этот так называемый диалог оставался ширмой, за которой натовское руководство последовательно реализовывало собственные планы без малейшей оглядки на Москву. Весьма красноречиво отозвался о такой "кооперации" министр обороны РФ Сергей Шойгу: "Мы все говорим, улыбаемся друг другу, но все продолжается. Совместная работа не получается, наши озабоченности не учитываются".
В том, что взаимодействие Москвы с блоком, о котором сладкоголосо объявлял в прошлом со всех трибун Расмуссен не более, чем демонстрация благих намерений, подкрепленная отдельными второстепенными программами, легко убедиться. Достаточно взглянуть, что представляла собой, как заявлял в декабре 2013 года генсек НАТО, "амбициозная программа сотрудничества на 2014 год"? Это были совместные программы по разминированию в Афганистане, борьба с самодельными взрывными устройствами и наркотрафиком в той же стране, выявление террористов-камикадзе. Тогда как по ключевому вопросу - системам противоракетной обороны - прогресс оставался нулевым.
При такой повестке все рассуждения Расмуссена о стратегическом партнерстве между организацией и Москвой выглядели далекими от реальности. Так, кто кого "накажет", если альянс откажется от сотрудничества с Россией по Афганистану?
Отзываясь о существующих в отношениях с НАТО проблемах, министр иностранных дел России Сергей Лавров не стеснялся в выражениях. По его мнению, "возможное расширение альянса - сохранение старой конфронтационной логики времен "холодной войны". События в Крыму вновь продемонстрировали, что руководство блока всегда и во всем руководствуется только собственными геополитическими соображениями и не желает слышать позицию партнеров. Москва и прежде неоднократно задавалась вопросом - а нужен ли Совет Россия-НАТО в его нынешнем, "ширмочном" виде. Теперь ответ становится очевидным - демонстративное стремление руководства альянса поучаствовать в санкционной кампании против России делает сотрудничество нашей страны с блоком бесполезной тратой времени.
Так чем же угрожает Расмуссен наказать Россию за ее решение включить Крым в состав РФ?
Цитирую: "мы планировали провести совместную операцию на море по обеспечению американского судна, на борту которого будет уничтожено сирийское химическое оружие. Теперь мы будем охранять его, но Россия в операции участвовать не будет". Думаю, после этого заявления в российском Минобороны вздохнули с облегчением - после событий на Украине российским военным охранять американский корабль действительно не с руки. Другое дело, что операция по уничтожению химического оружия в Сирии проводится под эгидой ООН и альянс лишь один из ее участников. Так что непонятно, почему Расмуссен считает себя вправе включать или исключать какие-либо государства из операции по химическому разоружению Дамаска.
Очевидно, что угрозы НАТО пересмотреть отношения с Россией носят "ничтожный" характер, поскольку ничего стратегического, важного для Москвы в этом сотрудничестве никогда не было и не предвиделось. Вместе с тем, в альянсе должны понимать: чем более враждебные заявления в отношении России он будет делать сегодня, тем сложнее окажется в дальнейшем восстанавливать отношения. "Народ Крыма свой суверенный выбор сделал. И никакие заявления на этот выбор повлиять не смогут", - написал по поводу угроз генсека Расмуссена постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко на странице российской миссии.
Между тем
На сайте украинского МИДа директор департамента информационной политики министерства Евгений Перебыйнис поделился весьма любопытными соображениями. По мнению украинского чиновника, русские не относятся к числу коренных народов Украины и "имеют небольшие ареалы компактного проживания на периферии украинской этнической территории". Коренные же народы Украины, считает этот "дипломат", - украинцы, крымские татары, караимы и крымчаки. Тот факт, что только в Луганской области число русских составляет до 40 процентов населения, украинского мидовца не смущает: ведь по логике нынешнего пробандеровского правительства Украины, национальный состав территории всегда можно изменить в нужную сторону. Что с блеском реализовывали в годы Второй мировой войны украинские эсесовцы из дивизии "Галичина".