В своем выступлении глава МИД России Сергей Лавров отметил, что принимаемые законы четко излагают процедуру интеграции Крыма в состав России и гарантируют права крымчан во всех сферах в полном соответствии с правами и привилегиями граждан России. Президент взял под личный контроль реализацию всех положений Договора.
Крымчане сделали свой выбор, осуществив право народов на свободное волеизъявление. Это в полной мере соответствует реализации права народов на самоопределение, которое закреплено в Уставе ООН, в Декларации ООН о принципах международного права и во многих других документах.
"Своими действиями нынешние власти в Киеве не оставили народу Крыма возможности реализовать право на самоопределение в рамках нынешнего украинского государства", - отметил министр. Принятое решение на референдуме было подтверждено многочисленными международными, да и в целом непредвзятыми наблюдателями. "Россия не могла и не стала отказываться от того, чтобы позитивно откликнуться на обращение братского ей народа, и пришла ему на помощь", - добавил Лавров.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание, что Конституционный суд дал всесторонний правовой анализ Договора между РФ и Республикой Крым и постановил, что документ соответствует Конституции. "Таким образом, все юридические аспекты взаимоотношений новых субъектов Федерации и Российской Федерации получили исчерпывающее юридическое обоснование. Теперь нам предстоит выполнить свою часть этой без преувеличения исторической миссии", - заявила она. Сенаторы поддержали документы единогласно.
Не оставил без внимания Совфед и новые санкции США и ЕС в адрес России. Лавров подчеркнул, что стремление изолировать Россию - тупиковый путь. "Если наши американские партнеры ради удовлетворения своих геополитических амбиций готовы идти на такие шаги, причем на ровном месте, в связи с ситуацией, которая разворачивается за тысячи и тысячи миль от Вашингтона, то, наверное, всем должно быть очевидно, что они руководствуются не здравым смыслом, не чувством реальности, а стремлением кого-то наказать", - полагает глава МИД. Хотя в каждой стране есть политические расклады и парламент, в котором могут быть самые разные настроения, идти на поводу откровенных русофобов, считает Лавров, по меньшей мере, неверно. "Тем более, что по той же Украине, объявляя нам эти санкции, они тут же вдогонку говорят, что продолжаем надеяться, что Россия воспользуется своим влиянием и поможет урегулировать ситуацию на Украине", - добавил он.
Все это учитывали и члены верхней палаты, которые приняли заявление по возможным санкциям США и Евросоюза. Вице-спикер Совфеда Илья Умаханов подчеркнул, что заявление отражает заинтересованность России в скорейшем политическом урегулировании ситуации на Украине, сохранении и развитии дружеских и добрососедских отношений. "Соревнования в области санкций - это не наш выбор. Мы открыты для широкого диалога", - заявил он.
В документе отмечается, что сенаторы полностью поддерживают политику президента в Крыму. Указывают они и на то, что силовой государственный переворот, свержение президента выдаются в Вашингтоне и Брюсселе за волеизъявление украинского народа, а референдум в Крыму объявляется незаконным.
"Мы готовы, чтобы весь состав Совета Федерации, все сенаторы были включены в этот санкционный список", - заявила при обсуждении документа Матвиенко, пояснив, что именно в этом смысл принимаемого заявления. Впрочем, сенаторы уверены, что нужно не вводить санкции, а переходить к срочным действиям по оказанию помощи украинскому народу: чтобы Украина окончательно не рухнула в политическую и экономическую бездну.
В субботу в эфире программы "Неделя" на телеканале Рен-ТВ Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос, обращались ли власти Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в Совфед с просьбой принять их в состав России, заявила, что таких обращений не было и говорить об этом сейчас нецелесообразно. Спикер подчеркнула, что не нужно пытаться выставить Россию как государство, которое готово что-то захватывать. "Ситуация по Крыму - это особая, отдельная ситуация. Сегодня просто восстановлена историческая справедливость" - резюмировала она.