Александр, как вы в такое горячее время решились выступить в "горячей точке"?
Александр Ф. Скляр: Мне позвонили и предложили выступить в Севастополе в поддержку референдума. Я сразу согласился, потому что происходившее там совпадало с моей позицией и все музыканты группы тоже ни минуты не раздумывали, ехать или не ехать, ведь это к тому же был благотворительный концерт в рамках акции "Солдатское сердце", проекта помощи нашим ветеранам, деньги идут на их лечение в Севастополе и в московском Кардиологическом центре. Перед нами на площади Нахимова выступил мужской хор Сретенского монастыря, один из лучших хоров, которые я знаю, а после нас - ансамбль российского Черноморского флота.
Об обстановке в Крыму сейчас много говорят - что там увидели вы?
Александр Ф. Скляр: Там все ровно, спокойно, дружелюбно. Мы жили в Балаклаве, общались с пенсионерками, торговавшими на набережной, со своими сверстниками и молодежью после концерта и все говорили, что ощущают себя русскими людьми, а в Украине были позабыты и позаброшены. И все без исключения собирались идти голосовать.
А украинские СМИ и некоторые отечественные блогеры пишут о том, что Крым наводнен русскими военными, что референдум прошел под дулами автоматов…
Александр Ф.Скляр: Это полная ерунда. Просто откровенное, стопроцентное вранье. На дороге из Симферополя в Балаклаву мы не увидели ни одной военной машины, на единственном встретившимся на трассе блокпосте были ребята из сил самообороны, в казачьих шапках, они очень вежливо, спокойно просили представиться, кто едет. Да и в Севастополе до и после выступлений мы военных практически не видели.
Вы никогда не любили говорить о политике, не хотели, чтоб политик "закрывал" в вас артиста. А тут приняли участие в самой настоящей политической акции…
Александр Ф.Скляр: Я бы, скорее, назвал это актом гражданского высказывания. Да, работая после МГИМО дипломатом, я узнал о политике и политиках много всякого, но бывают такие моменты в истории твоей страны, когда уже нельзя отсиживаться сбоку, надеясь, что "авось пронесет", когда, извините за высокий стиль, надо сказать свое слово как гражданину и как артисту. Моя гражданская позиция заключается в том, что Крым должен быть русской территорией по всем законам, человеческим и божеским.
А разве рок-музыкант априори не должен быть в оппозиции к действительности, к власти?
Александр Ф. Скляр: Да, как рокер, ты можешь быть охвачен некими протестными настроениями, это может быть твоей позицией. Но в каких-то принципиальных моментах по-моему, нужно четко понимать - ты за свою страну, за Родину? Ты ощущаешь себя частью России? Или тебе твой "протест" важнее?
Ваш сайт характеризует вас как "воина, музыканта и поэта" - и незадолго до поездки в Крым из печати вышла ваша первая книга стихов. Или для вас это все-таки книга песен?
Александр Ф. Скляр: Я пишу поэтические тексты, почти всегда подразумевая, что это будет песня, потому что, не определив для себя ритмику, я не могу соединять строки. Поэт, да, работает только со словом, а музыкант сразу имеет в виду музыкальную составляющую, пусть еще не оформленную аккордами, но подразумевающую некий образ. Тем более, что книга - это все-таки то, что ты видишь глазами, а альбом ты слушаешь. Глазами - ответственней, тут все смысловые "опечатки" заметны, все прозрачнее и строже, в стихотворении ты, как в песне, на сцене не можешь выправить эмоциями и музыкой свои текстовые просчеты.
Когда музыкант выпускает книгу, мне кажется в ней он должен как-то по-новому открыться и в первую очередь - для самого себя.
Александр Ф. Скляр: Нет, только не для себя. Стихи к песням я сочиняю уже 30 лет, эссе "Дедушкины часы" написаны годы назад, как и рассказ "Вася-совесть" и мои воспоминания о становлении группы "Ва-Банкъ". Мне нужно было только вытащить это все из архивов, пересмотреть, внести правки с учетом нынешнего времени и моего состояния. А вот читатель, думаю, воспринимая книгу Скляра через призму
Скляра-артиста, какие-то новые грани для себя откроет точно. Мне хотелось бы, чтобы он увидел, что автор совсем не так прост, каким представлялся когда-то, что он не только эдакий "бунтарь-рокер". Надеюсь, что многие песни, которые я считаю удачными, но оставшиеся незамеченными для слушателя, теперь, существуя в виде текста, заинтересуют уже читателя.
А что, ваш лирический герой, авантюрист и бунтарь, чем-то отличается от вас?
Александр Ф. Скляр: Отличается, это именно что поэтический герой, но мои черты в нем, конечно, есть. "В поисках Эльдорадо", скорее, моя поэтическая биография, но она во многом гораздо точнее, чем биография биографическая, потому что внутренняя жизнь человека точнее отражает его душу, чем факты его жизни. Внутреннее и внешнее очень часто не совпадают, особенно, когда мы говорим о поэтическом видении. Внешне я гораздо проще своего лирического героя - другое дело, что я далеко не такой откровенный душка, каким представляюсь слушателям.
У этого героя есть строгий кодекс чести. Хоть он то - полностью ваш?
Александр Ф. Скляр: Да. И с ним сегодня трудно - хотя с кодексом чести, мне кажется, трудно всегда. Жизнь очень часто тебе подкидывает ситуации, в которых ты проверяешься на прочность, взять хоть ту же ситуацию в Крыму. Я думаю, с достоинством пройти по этой жизни - это одна из самых сложных, но в то же время одна из самых благородных задач человека, который хочет остаться человеком до конца. Я написал об этом песню "Честь по чести". И она есть в этой книге.