25.03.2014 00:25
Digital

Интернет-демотиваторы появились как пародия на официальные плакаты

"Кавалеры и дамы" в Интернете придумали новую игру
Текст:  Елена Кухтенкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №67 (6339)
Новое увлечение набирает обороты среди молодых жителей интернет-пространства. "Поколение наблюдателей", так назвали социологи возрастную группу россиян, не покидающих "сети", развлекают себя, придумывая так называемые демотиваторы.
Читать на сайте RG.RU
Демотиваторы
"Побег кота из клетки" взорвал YouTube

Это довольно острые пародии на скучные бильборды и рекламные слоганы. Что-то типа городского фольклора 70-80-х минувшего века, перебравшегося в виртуальное пространство и снабженного картинкой. Живой и остроумный стеб по поводу самых разных событий в стране и мире.

Демотиваторы появились как пародия на плакаты, развешанные в школах, университетах, офисах. Одни "по-советски" мотивировали к отличной учебе, другие рассказывали о том, как здорово живется "белым воротничкам" по правилам корпорации.

Все это было невероятно скучно. Молодая аудитория веселилась над прописными истинами как могла, снижая их пафос.

Грубиянки, подкаблучники, скверные жены, неверные мужья - герои нового интернет-искусства, так понравившегося молодежи

Все просто: нужно найти фотографию и придумать к ней шутку, или наоборот: сначала шутка, а потом иллюстрация. К примеру, к слогану "Хорошо иметь домик в деревне!" пристегнули изображение молодого человека на фоне названия населенного пункта "Бухлово".

Ролик "Как танцуют мужчины" стал новым хитом YouTube

Уровень и глубина демотивационного анализа окружающего мира самые разные. Впрочем, как и качество смеха, вызванного интернет-мемами: от мягкого юмора до злого сарказма. Демотиватор - наша действительность, вывернутая наизнанку: с бюрократами, коррупцией, бедностью глубинки. Новый вид интернет-фольклора.

С недавнего времени "стебные" демотиваторы стали обязательным украшением личных страничек в "ВКонтакте" и "Фейсбуке". Социологи делят их на "чисто шуточные" и "социально-рекламные". Последние высмеивают ценности, о которых ведется речь в социальной рекламе. Никто не спорит, что нужно "позвонить родителям" или поинтересоваться в 10 вечера, дома ли ваши дети. Но изобретатели демотиваторов чувствуют фальшь в таких призывах, несоответствие идеала и реальной жизни.

Особой популярностью пользуются картинки в стиле модерн. Это дамы и кавалеры, ведущие светские беседы. Впрочем, подписи к этим рисункам сильно разочаровывают поклонников хорошего русского языка и этикета. Несмотря на незатейливость, а иногда и непристойность сюжетов (напоминают анекдоты минувшего века о поручике Ржевском), серия "Дамы и кавалеры" очень нравится посетителям соцсетей: "лайков" картинки получают множество.

Распространяется этот электронный юмор мгновенно. По ощущениям, к фразочкам, звучащим из уст тургеневских девушек, приложила руку обиженная на мужчин феминистка, "демотивировала" их возвышенный стиль. Вот пример: "Страдать по дураку - старинный женский обряд", - говорит дама в корсете и огромной шляпе. Или другой: разговаривают двое мужчин, один из них как две капли воды похож на Чехова: "Вот был у меня в деревне случай...

- Можно покороче...

- Сыну три года".

Грубиянки, подкаблучники, скверные жены, неверные мужья - герои нового интернет-искусства, так понравившегося молодежи.

Комментарий

Анна Карташова, психолог:

- Молодежь потешается над стилистикой модерна, придумывая новые демотиваторы? На мой взгляд, это не связано с тем, что студенты подсознательно пытаются показать свою нелюбовь к высокопарным образцам и персонам прошлого, когда много читали, посещали светские мероприятия, к примеру, балы или салоны, и соблюдали этикет.

Здесь применен классический механизм сарказма - контраст: прекрасные дамы в шикарных пышных платьях и шляпах со страусовыми перьями и несуразные, иногда грубые выражения в комментариях, чеховские персонажи и абсолютно современные разговоры. Одень этих героев в джинсы - и смех исчезнет, останется одна скучная пошлость. Привыкли мы, к сожалению, к тому что вокруг нас грубят.

Что касается феминизма, который так популярен сейчас среди авторов демотиваторов. Что поделаешь - это явление времени.

Как и мужчины-подкаблучники. Еще лет сто назад женщина в брюках вызывала, мягко говоря, удивление.

И прав у нее почти не было: быть домохозяйкой, женой, содержанкой или идти в прислуги, вот и весь выбор, а зарабатывать на жизнь семьи и самой "прекрасной дамы" должен был мужчина.

А сейчас женщины присвоили себе права зарабатывать на жизнь, учиться, жить самостоятельно. Отняв у сильного пола его обязанность, хочешь не хочешь, ты должен содержать семью. Это в любой ситуации вызывало уважение к главе семьи, на котором лежал такой груз.

Даже если мужчина обладал мягким характером, а женщина жестким, в реальной жизни все равно преклонение было за ним. Сейчас есть выбор, кому зарабатывать. Поэтому стало больше браков, где мужчина на вторых ролях. И хотя это тенденция времени, но смешная тенденция, согласитесь. Поэтому такие сюжеты - в демотиваторах.

Интернет