Напомним, что платежные системы Visa и MasterCard со штаб-квартирами в США с 21 марта без предупреждения перестали обслуживать карты клиентов четырех российских банков - "Россия", Собинбанк, СМП Банк и ИнвестКапиталБанк. В воскресенье "карточные проблемы" последних двух были решены. Но теперь они перекинулись на клиентов уже семи российских банков, сказал директор департамента национальной платежной системы Банка России Тимур Батырев. В ответ первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева направила в ЦБ запрос о том, как граждане смогут компенсировать ущерб в случае приостановки транзакций.
Чтобы получить наличные, людям надо найти банкомат своего банка или идти в отделение. За границей ситуация с расчетами для клиентов этих банков еще хуже - они фактически остались без средств и несут имущественные потери. Их клиенты за рубежом не могут снять зарплату с карты или заплатить онлайн. Что же им делать?
Как сообщила "РГ" адвокат Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст, введение США санкций в отношении российских банков лежит за пределами межгосударственных отношений и является нарушением гражданских прав и недопустимым вмешательством в частные отношения между банками и физлицами.
"Пострадавшие граждане могут предъявлять претензии как к самим российским банкам, пострадавшим от санкций, так и к Visa и MasterСard. А еще к США: иски можно подавать в российский суд, по месту жительства истцов, привлекая как ответчика правительство США в лице посольства", - рекомендует Баст.
В свою очередь банки могут подавать регрессные иски к платежным системам. "Обязанность суда защитить граждан на основании международных договоренностей РФ", - говорит адвокат. Ситуация, по ее словам, беспрецедентная, поскольку если суд вынесет решение в пользу истцов, встанет вопрос о его исполнении, а значит, о взыскании со счетов иностранных компаний на основании международного права и арбитража. При этом Баст считает, что с разъяснениями о компенсациях в подобных случаях должен выступить Центробанк и российские общества защиты потребителей.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, если уж и вести речь о судах, то претензии граждане должны предъявлять к Банку России, который должен по идее иметь договор с двумя платежными системами. "Но для ЦБ, как и для Visa и MasterCard введенные США санкции - это форс-мажор, который снимает материальную ответственность", - комментирует Янин. По его словам, ЦБ, если несет убыток, может сам подать в суд на платежные системы, если этот пункт указан в договоре.
Клиентам опальных банков совет в данном случае он дает один: оформить карты Visa и MasterCard в тех российских банках, которых обошли санкции США. "Если конфликт будет развиваться дальше, то самая жесткая мера, на которую могут пойти авторы санкций, - это отключить от международных платежных систем российские государственные банки", - говорит Янин.
По словам председателя совета ассоциации "Электронные деньги" Виктора Достова, чтобы вести речь о компенсациях, в первую очередь, надо узнать, предусмотрены ли в договоре между российскими участниками и двумя платежными системами штрафные санкции. Если нет, то дальнейшее развитие ситуации зависит от политического торга, результат которого непредсказуем.
Также нельзя ни за год, ни за два построить свою собственную национальную платежную систему, говорит Достов. Тем более для этого потребуется тесное государственно-частное партнерство, и без преференций для российских платежных систем построить локальный рынок массовых безналичных платежей будет сложно.
Кроме того, при создании национальной платежной системы ее действие на другие страны будет распространяться только при создании миллионов точек по всему земному шару. Плюс, поясняет Дмитрий Янин, построение национальной платежной системы приведет к удорожанию обслуживания карт. Вместо нынешних 500 рублей в среднем в год оно вырастет, как минимум, вдвое. И издержки лягут на потребителя.