Как не забыть, определяя общую государственную политику в сфере культуры, об интересах конкретного человека: зрителя, читателя, посетителя музеев и выставок? Как вернут новому поколению, читающему куда меньше книг, знающему куда хуже родной язык, интерес к отечественной культуре и истории?
Дискуссия вышла бурной, но продуктивной.
Сергей Иванов задал тональность разговора: сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России - одна из стратегических задач.
Советник президента РФ, заместитель председателя рабочей группы Владимир Толстой отметил: "Наша задача - возродить потребность в культуре, сделать некую прививку молодому поколению в самом раннем возрасте. Сегодня в основе государственной политики лежат высокое искусство и фундаментальная культура, в противовес насаждаемой в обществе досугово-развлекательной среде".
"Документ, который обсуждался, - это серьезная работа, - уже после обсуждения рассказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. - Концепция развития культуры в стране - это не только вопросы ведомств, а еще и вопросы взаимодействия культуры и образования...Сегодня много говорили о том, что можно акцентировать внимание на отдельных направлениях: кинематографе, театре. Но мне представляется, что, помимо своей консервативной роли, культура всегда является инструментом развития общества. Она неразрывно связана с будущим, ведь русский язык является не только языком межнационального общения, но еще и фундаментом общего многонационального государства. Важно, что такой серьезный документ проходит общественную апробацию и будет обсуждаться широким кругом заинтересованных лиц, прежде чем поступит на стол президента".
Масштабность задачи подчеркнул и участвовавший в заседании генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров: "Ничего подобного не предпринималось очень давно...К сожалению, у нас на глазах "читающая" цивилизация трансформируется в цивилизацию "смотрящую", - и это прежде всего касается молодежи. Большой проблемой является то, что воспитывает нашу молодежь зарубежный кинематограф, там свои стереотипы, свой взгляд на мировую историю. Я давно говорю о том, что в России снимается очень мало отечественных фильмов - 70 картин в год для нашей страны ничто. Для сравнения - во Франции делают около 300 картин в год, а в Швеции столько же, сколько у нас. При том, что в центральный прокат выходит не более двадцати картин из этих 70. Нужно делать все, чтобы резко увеличивать производство отечественных картин, причем не за счет выделения дополнительных бюджетных средств, в рамках того же, что сегодня выделяется государством".