Елена Николаевна, что изменилось в вашей работе, помимо официального статуса?
Елена Артюх: Сейчас идет формирование аппарата уполномоченного, с чем связано много организационных проблем. Например, у меня до сих пор нет кабинета, рабочего телефона, служебного ящика электронной почты. Пока была защитником на общественных началах, пользовалась личными ресурсами, помещением своей фирмы. Но теперь это невозможно: я же отныне "лицо, замещающее государственную должность", как потом с антикоррупционными комиссиями объясняться?
Я искренне не понимаю, что мешает оперативно внести поправку в бюджет, предусматривающую финансирование бизнес-омбудсмена и его аппарата. Я какое-то время смогу прожить на собственные сбережения, но где я возьму персонал, согласный полгода трудиться бесплатно? Помещение нам выделили, но оно как после бомбежки. Ремонт, говорят, продлится 4-5 месяцев.
Интересно, что на уровне губернатора, главы правительства есть готовность помочь. Как и со стороны рядовых исполнителей. А вот в среднем звене управленцев все вязнет. Мне как человеку, который 23 года занимался реальным бизнесом, это непривычно.
В других регионах становление института происходит столь же непросто?
Елена Артюх: В 70 субъектах РФ приняты законы о бизнес-омбудсмене, введены соответствующие должности. По моим наблюдениям, там, где уполномоченный ангажирован властью, оргпроблем не возникает. А там, где он не является человеком из бюрократической обоймы, приходится преодолевать сопротивление.
Можно ли, будучи госслужащим, ощущать себя независимым?
Елена Артюх: Омбудсмены в повседневной деятельности непосредственных начальников не имеют. Естественно, отчитываются за бюджетные средства, готовят ежегодные доклады об условиях ведения бизнеса на территории для губернатора, Заксобрания, председателя правительства и Уставного суда. Но подчиняются только закону.
Как вы планируете работать с муниципалитетами?
Елена Артюх: Как правило, большинство проблем, возникающих у предпринимателей, связано с муниципальным регулированием, а также практикой исполнения федерального и регионального законодательства на местах. Чтобы наладить обратную связь и поставить первичный фильтр для жалоб, я планирую буквально в течение трех месяцев создать сеть общественных помощников в муниципалитетах. Кандидатуры выдвинет предпринимательское сообщество. Это должны быть фигуры компромиссные - приемлемые для местной власти и одновременно авторитетные в деловых кругах.
Кроме того, я намерена активно выезжать в муниципалитеты: знакомиться с мэрами и теми, кто в администрациях отвечает за развитие предпринимательства, встречаться с бизнесменами. Ближайшее такое мероприятие пройдет 14 апреля в Полевском.
Важный повод для выезда - жалобы. Недавно я побывала в Невьянске и Нижнем Тагиле. Тагильские предприятия сферы общепита недовольны вводом дополнительных ограничений оборота алкоголя. Речь фактически идет о закрытии около 25 ресторанов, кафе, чайных, расположенных в центре. Некоторые существуют очень давно и исправно платят налоги. А есть и новички, которые только что взяли кредит и, возможно, купили франшизу. Я хочу понять, почему муниципалитет именно так отрегулировал ситуацию. Нет ли возможности найти компромисс? На мой взгляд, справедливо, чтобы действующие предприятия имели возможность до окончания срока лицензии доработать на тех же условиях, что существовали на момент ее выдачи.
Но ведь очевидно, что радикальных послаблений не будет: ограничение торговли алкоголем - общефедеральный тренд.
Елена Артюх: Как гражданин я только за такие ограничения. Но как бизнес-омбудсмен считаю: надо соблюсти баланс интересов бизнеса и власти. Традиционно считается, что они антагонисты: одни якобы хотят все спрятать, украсть и оптимизировать, другие - поймать и добить. Но зачем это противостояние? Ведь между бизнесом и властью стоит бюджет, который надо наполнять. Как воспитать в обществе уважение к предпринимателю, который как раз и наполняет бюджет? Уполномоченный призван стать посредником между бизнесом и властью - выслушать здравые аргументы с обеих сторон и помочь выработать взаимоприемлемое решение.
Ведь хотим мы того или нет, но в структуре малого и среднего бизнеса Свердловской области не менее 70 процентов занимают торговля и сфера услуг. Ужесточая их регулирование, нужно быть очень аккуратными. Если просто угробить этот сектор, все высвободившиеся работники сядут на шею государству, уменьшатся и налоговые поступления в бюджет.
То есть основной акцент - на работе с малым бизнесом?
Елена Артюх: Закон не ставит меня в какие-то рамки по отношению к размеру бизнеса. Но нужно понимать, что самый незащищенный - именно малый и микробизнес, у него нет возможности нанимать штатных юристов.
Что может стать поводом для вмешательства омбудсмена?
Елена Артюх: Как правило, жалобы или собственные наблюдения, сообщения прессы. У правозащитника предпринимателей есть ряд совершенно уникальных полномочий, которых нет ни у одного госоргана. Во-первых, я имею право направлять запросы в муниципальные, региональные органы власти и территориальные управления федеральных служб. Ответить они обязаны в 15-дневный срок, причем именно тот чиновник, к которому я обратилась, а не мелкий клерк. Если в ходе анализа полученной информации я прихожу к выводу, что права предпринимателей нарушены, то готовлю заключение и отправляю в орган, допустивший нарушение. Чиновники обязаны отреагировать и сообщить, как устранили недостатки.
Во-вторых, я как уполномоченный могу выступать в Арбитражном суде в защиту конкретного ИП или ООО, предъявлять иски об антизаконном действии или бездействии органа власти.
Еще одна важная функция - подготовка предложений для губернатора об отмене, изменении или приостановке региональных нормативно-правовых актов, которые, по моему мнению, ухудшают предпринимательский климат. Глава области обязан их рассмотреть и согласиться или дать мотивированный отказ. Все, что требует корректировки федерального законодательства, отправляется федеральному уполномоченному. Кстати, Борис Титов по представлению региональных бизнес-омбудсменов может напрямую приостанавливать муниципальные правовые акты.
Омбудсмен может участвовать в проверках бизнеса?
Елена Артюх: Если, по мнению предпринимателя, контролеры допускают нарушения, то он обращается к уполномоченному с просьбой об участии в проверке. На мой взгляд, это хороший сдерживающий механизм. Кроме того, еще в статусе общественного защитника я достигла договоренности с Госпожнадзором, Роспотребнадзором и рядом других структур о том, что они будут допускать представителей общественности на проверки.
Как вы будете строить взаимодействие с коллегами из других субъектов УрФО?
Елена Артюх: Хотя институту без году неделя, в апреле состоится уже третье всероссийское совещание уполномоченных. Регулярно проходят встречи на уровне округов. В перспективе появится постоянно действующий совет при уральском полпредстве. На мой взгляд, бизнес-омбудсменам важно не просто общаться в рамках округа, но и обмениваться лучшими практиками правозащитной деятельности.
В 2011 году в России уже создавали похожий институт - инвестиционных уполномоченных при полпредствах. Ваши функции не пересекаются?
Елена Артюх: У заместителя полпреда нет таких полномочий, как у регионального бизнес-омбудсмена. Он может принять жалобу и перенаправить ее дальше для разрешения вопроса, может написать письмо губернатору, но пойти в суд, заставить субъект РФ или муниципалитет изменить законодательство - нет.
Борис Титов со дня на день представит первый доклад о состоянии бизнес-климата главе государства. Мы знаем, что предпринимательское сообщество Свердловской области направило ему целый пакет предложений. Что вы считаете самым важным?
Елена Артюх: Пожалуй, выделю предложение ввести пятилетний мораторий на принятие нормативных правовых актов всех уровней, любым образом ухудшающих положение субъектов предпринимательской деятельности. Под ухудшением понимается увеличение нагрузки по налогам или другим обязательным платежам, ужесточение требований регуляторов и административной ответственности. Потому что главная беда бизнеса по всей России - правила игры меняются слишком быстро и непредсказуемо. Чего стоит только обсуждаемая возможная отмена льготы по налогу на имущество для "упрощенцев"!
В качестве резюме: чего вы ждете от предпринимательского сообщества Урала?
Елена Артюх: В первую очередь активной позиции - не критиканской, а взвешенной, конструктивной. Говоря о том, что где-то что-то работает плохо, нужно сразу предлагать, как это исправить с учетом баланса интересов бизнеса и власти. Во-вторых, конечно, жду моральной поддержки. Хочется, чтобы институту уполномоченного дали некий аванс: невозможно одним махом решить все проблемы. Особенно сейчас, в период организационного становления, на который уйдет минимум полгода.
Справка "РГ"
Елена Николаевна Артюх родилась 20 мая 1967 года. В 1990 году окончила Свердловский юридический институт по специальности "правоведение", в 2001-м - курсы повышения квалификации руководителей, в 2004 году прошла обучение в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. В 1993, 2001 годах стажировалась за рубежом. Работала юрисконсультом, руководила юротделами различных коммерческих организаций. С 1999 по февраль 2014 года - руководитель и совладелец ГК "ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ", член совета регионального отделения "ОПОРЫ России". 12 марта 2014 года свердловский губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о назначении Елены Артюх уполномоченным по защите прав предпринимателей сроком на 5 лет.