07.04.2014 17:17
Культура

Воронежцы познакомились с театром Марка Розовского

Текст:  Олег Колесников Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Спектакль "Похороните меня за плинтусом" по бестселлеру Павла Санаева показал московский "Театр у Никитских ворот" в заключительный день арт-проекта Molodost’.
Читать на сайте RG.RU
Марк Розовский показал в Воронеже спектакль "Похороните меня за плинтусом"

Эта постановка была первой сценической версией романа, и работу над ней начали без ведома писателя.

В Воронеже тени станцевали "Части тела"

- Сначала я прочел киносценарий и думал, что поставлю его. Но потом мне в руки попала собственно книга, и стало очевидно, насколько она богаче сценария. Я принялся писать на основе романа пьесу - не советуясь с Санаевым, так как слышал, что у него сложный характер, с режиссером фильма он поссорился… Ну, кстати, у нас на премьере Павел аплодировал стоя вместе с залом, - рассказал режиссер, художественный руководитель "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский. - Параллельно мы уже начали репетировать, я приносил готовые сцены. Не люблю заранее знать, что поставлю! Важен процесс постижения авторского мира. Спектакль "Похороните меня за плинтусом" рождался в муках. Актеры так устроены, что если у них что-то не получается, то виноваты все - писатель, режиссер… А русские актеры и подавно - пока не истерзают себя и постановщика, не успокоятся. Но эти сомнения и скепсис плодотворны, в итоге у нас аншлаги и публика в восторге,

По словам исполнившего роль дедушки Александра Лукаша, сложно было понять, отчего герои постоянно ругаются, - не хотелось идти тем же путем, что и создатели фильма, где жесткость сюжета по сравнению с книгой обострена. Создатели спектакля осознавали: после выхода кино у не знакомых с первоисточником зрителей сложилось убеждение, что "Похороните меня за плинтусом" - история о некоей человеческой патологии, которая лежит за пределами обыденной жизни. То есть о больном человеке, а не о человеке вообще.

В Воронеже Байрон сыграл льва-отщепенца

- Сам я фильма до сих пор не видел (обязательно посмотрю, когда окончательно охладею к материалу), - признался Розовский, - а жена, директор нашего театра, видела и отговаривала меня: "Ты с ума сошел, на этот спектакль никто не пойдет, там чернуха!" Но в романе-то ее нет. Уж поверьте, я знаю, что такое чернуха! "Похороните меня за плинтусом" - это семейная драма, жанр, к которому можно отнести и все пьесы Чехова. На уровне семьи происходят невероятные взлеты и падения, и зачастую торжествует "эго", которое способно сделать индивида врагом человечества. В этой "повести о счастливом детстве" мы хотели подчеркнуть, что ребенок становится заложником неистовой любви бабушки именно из-за ее торжествующего "эго".

В спектакле "Театра у Никитских ворот" никто не осужден, нет героев-монстров - у каждого своя правота, как и положено "по Станиславскому". Всем ли актерам великий "К. С." кричал бы здесь "верю!", вопрос дискуссионный. У воронежского зрителя критерии свои. Снизив накал страстей, режиссер приблизил сюжет к повседневности, тоже нравственно извращенной, но не будящей сильных эмоций.

Не исключено, что в недалеком будущем воронежцам представится возможность познакомиться и с другими спектаклями Марка Розовского. Ну, а на страницах и на сайте "РГ" скоро появится беседа с ним: известный режиссер поразмышлял над тем, почему современные драматурги не пишут, как Вампилов, зачем Сара Бернар сыграла Гамлета и когда устарели те театральные приемы, которые в России иногда считают "последним писком".

Драматический театр Воронеж Центральная Россия