Помню, как вы репетировали в Петербурге и говорили, что здесь вам работать и интересно, и сложно. Теперь вы живете в провинции, провели Пушкинский фестиваль, выпустили первый спектакль - "Граф Нулин". Какие ощущения у вас сегодня?
Василий Сенин: Прежде всего, я не вкладываю в понятие "провинция" отрицательный смысл. К слову, Петербург, Северную столицу, тоже часто называют провинцией. В Пскове много прекрасных, интеллигентных людей. Кто-то считает, что я разрушаю традиции. Но какие традиции? Театр без сильного репертуара, куда людям уже не хотелось ходить? Для меня Псков сейчас является некой маленькой моделью того, что происходит в стране. Ужасно то, что произошло недавно в "Тильзит-театре" в Советске: его покинул главный режиссер Вилюс Малинаускас из-за разногласий с директором. Уход из Молодежного театра Алтая Дмитрия Егорова. А из Краснодарской драмы уехал Александр Огарев - по той же причине. Я видел в Краснодаре два спектакля Огарева. Это было интересно, неожиданно. Но выбор сделан в сторону других людей. В этих случаях театры проиграли, в отношении Краснодара - уже можно точно констатировать. Смогут ли эти театры вернуть себе то, что потеряли?
А вы нашли взаимопонимание в труппе, в городе?
Василий Сенин: Взаимопонимание нашел, но далеко не со всеми. Люди, которые меня понимают и поддерживают, уважаемы мной, и я рад, что оказался именно в этой компании. В Пскове в последние годы театр существовал только номинально. Потому поддержки я и не ждал, понимая, что сам скорее могу ее оказать. Кому-то эта поддержка оказалась необходимой для возвращения в профессию и в общий контекст, а некоторые стали искать встреч только ради манипуляций и сохранения порядка вещей, который уже невозможен. Какого порядка? Ничего не делать, не выходить на сцену, не развиваться, не слышать, не участвовать в активном строительстве живого театра, а просто требовать зарплату только за то, что долгие годы жизни прошли мимо. Мимо ролей, мимо правдивого отношения к собственным силам, мимо встреч с режиссерами.
Сейчас труппа театра работает. Не заняты всего четверо и, в основном, по собственному желанию или в силу, скажем, напряженности характера. Основная часть актеров репетирует уже третий новый спектакль, перед репетицией они ходят на занятия по речи и танцу, а после идут играть спектакли. И публика спешит на встречу с такими актерами. Актриса Надежда Чепайкина, которая уже долго работает в труппе, помогла мне и молодому режиссеру Виктории Луговой выпустить два спектакля как помощник режиссера. Вот пример, когда талантливая актриса, не думая о статусе и прочей "мишуре", действительно служит своему театру. Другие два артиста, Мирра Горская и Юрий Аранович, попросили возродить с ними спектакль "Уходил старик от старухи" из прошлого репертуара. Мы все волновались, смогут ли они пройти этот марафон, ведь, несмотря на волю, есть еще и возраст. И они победили - на днях сыграли на публику, и это был еще один успешный шаг нового театра. Я готов работать с такими людьми. Невзирая на разницу в возрасте, мы всегда сможем найти общий язык и эстетическое пространство.
Сейчас в прессе возникает много лжи про ситуацию в псковском театре. Мы не считаем нужным опровергать каждую "газетную утку", есть определенные факты и цифры, которые говорят сами за себя: театр открылся полностью в феврале, за два месяца мы выпустили два новых спектакля и восстановили три, по инициативе актеров, в работе еще несколько названий - "Гедда Габлер" Ибсена, "Ионыч" Чехова и "Скупой" Мольера. Эти спектакли уже в сентябре войдут в репертуар. Помимо этого, по моей инициативе в Псков стали приезжать профессиональные театральные коллективы, которые раньше здесь никогда не бывали. Наши партнеры начали проводить социологические опросы публики во время недавнего Пушкинского фестиваля и продолжают это делать. Важно, чтобы театр "слышал" реальный запрос зрителя, а не то, как его трактуют в своих интересах наши друзья или недоброжелатели.
Худсовет у вас есть?
Василий Сенин: Нет. Демократия - это зрители, а театры с худсоветами, по моему наблюдению, очень часто теряют зрителя. Это естественный отбор, в котором развивается театр, порой беспощадный, жесткий, но справедливый. В формате государственного театра, конечно. Должны быть и другие платформы. Один человек всегда несет ответственность, а коллективное решение, в большинстве случаев, - дележка своих интересов. Если в театре возникает идея худсовета - значит, пошла борьба за власть.
Я часто расспрашиваю людей, по каждому вопросу, который обдумываю, соразмеряю их мнение со своим, но решение принимаю сам, так как и прежде за каждое решение в своей жизни я нес ответственность сам. Так честнее. А советы - дело хорошее, но безответственное. Сейчас в Пскове мне многие дают советы. Оказалось, все понимают, как делать спектакли и управлять театром. Я слушаю, молчу и думаю: почему они не реализовывали все эти идеи раньше, до моего приезда? Загадка.
В общественную жизнь города вы включились?
Василий Сенин: У меня в театре работа "общественная", и ни на что другое нет времени. Мне предлагали участвовать в общественных мероприятиях. Два издания предложили вести колонки, писать туда еженедельно. Но это занимает много времени, а "как бы понарошку" делать я не привык. Каждому - свое. Думаю, мой вклад в формирование общественной жизни - это художественная программа театра и ее реализация.
Сейчас у псковского театра появляется собственное лицо. Он проявляется на театральной карте в качестве участника общего театрального процесса. На нас обратили внимание наши коллеги в России и в мире. Об этом говорит возрождение Пушкинского фестиваля с богатой палитрой участников, возвращение фестивалю статуса "международный", открытие государственной программы "2014 - год культуры в России" и Совет деятелей культуры при Президенте, прошедшие в Пскове в день начала Пушкинского фестиваля. К нам приезжал директор Эдинбургского театрального фестиваля Джонатан Миллс, благодаря его советам и помощи мне многое удалось изменить в устройстве фестиваля.
Знаю, что у вас всегда "планов громадье". Поделитесь тем, что наметили на ближайшее время.
Василий Сенин: Задуманы сотрудничество с фестивалем-национальной премией "Золотая маска" - разработка программы показа спектаклей-лауреатов уже этой осенью в обновленном псковском театре, участие площадки нашего театра в "Пасхальном фестивале", в сотрудничестве с Чеховским фестивалем и Театральной конфедерацией участие в годе Британской культуры в России.
Театр будет участвовать в программе гастролей столичных театров в регионах. В марте мы начали переговоры с Ольгой Дыховичной, Ангелиной Новиковой и Еленой Яцурой о проекте расширения известного кинофестиваля Tomorrow и создании кинофорума Псков - Москва на базе этого международного фестиваля, придуманного Иваном Дыховичным. Эти и многие другие проекты дадут мощный толчок развитию региона и привлечению внимания к его потенциалу.
Уже началась реализация программы сотрудничества со Шведским театральным союзом по презентации современной шведской драматургии и перспективных театральных команд. В Псков с предварительными визитами приезжали Backa theatr из Гетеборга и Post Restante из Стокгольма. Эта программа проходит при полном финансировании шведской стороны, под патронажем шведского Театрального Союза и главы шведского отделения международного Института театра (ITI) Анн Мари Энгель и направлена на осуществление культурного обмена между нашим странами путем реализации совместных проектов шведских артистов и труппы театра Пскова. Мы продолжаем наше успешное сотрудничество с Французским культурным институтом Санкт-Петербурга. Благодаря моему диалогу с Мишелем Гранжем в Пскове прошли Неделя французского кино и выступление известного джазового Hadouk Trio.
При участии Гете-Института и Министерства культуры РФ нам удалось осуществить постановку по пьесе Лукаса Берфуса "Четыре картины любви", которая пользуется большим зрительским интересом. Это доказывает, что в Пскове появился театр, интересный публике.
Наша команда старается держать высокую планку. Театр осуществляет просветительскую деятельность - совместно с Институтом регионального развития проходят лекции, семинары для местных журналистов, которые согласились провести известные российские критики.
На гастроли к кому-то собираетесь?
Василий Сенин: Во время Пушкинского фестиваля мы начали с Йонасом Вайткусом переговоры об обменных гастролях с Русским драматическим театром Литвы. Я очень надеюсь и приложу все усилия, чтобы эти гастроли состоялись.
В ваш адрес идет критика (правда, анонимная). И даже угрозы. В Интернете много негативных, злобных отзывов о вашей деятельности… Псков не хочет перемен?
Василий Сенин: Наша деятельность по-разному оценивается в Пскове. Жизнь театра вызывает споры. Это нормально. Я думаю, что Псков - еще не тот город, где люди спокойно принимают изменения к лучшему. Это произойдет в будущем, я верю.
Мне не дают расслабиться и только увеличивают азарт двигаться дальше в выбранном направлении. Например, спектакль по рассказам Антона Чехова придумывается мной как размышления о том, что я увидел за последний год своей жизни вдали от больших городов. Увидел в конкретных людях, многих из которых мне бесконечно жаль. Некоторые агрессивно защищают образ жизни, который им и самим не очень нравится, но они сами отняли у себя выбор. Можно ли его им вернуть? Театр, несмотря на всю свою "придуманность", наиболее эффективная "скорая помощь".
Год моей жизни ушел на строительство театра. Дальше началось строительство репертуара и реализация идей, что были задуманы, ради которых приехал. Мне повезло, что директор театра Сергей Дамберг, социолог по образованию, и новая команда понимают и поддерживают меня в моих начинаниях. Команда развивается, меняется. Но есть костяк, в котором я уверен. Люди, которые стали работать со мной, уникальны, я это наблюдаю каждый день. Непросто выдержать мой сложный характер, знаю. Но мы вернули зрителей в театр. Снова заполняется зал. Каждый второй-третий зритель признается, что не ходил в театр раньше - это факты и цифры, с которыми сложно поспорить. Театр в Пскове возродился, с обновленным репертуаром, и эта заслуга не только моя, а всех людей, которые посвятили время не разрушительным интригам, а конкретной работе.
Справка "РГ".
Василий Сенин родился в Ленинграде. Ученик Вениамина Фильштинского в ЛГИТМиКе и Петра Фоменко в ГИТИСе. Ставил спектакли во многих городах России и за рубежом. Его постановки идут в петербургских театрах - имени Ленсовета ("Заповедник", "На всякого мудреца довольно простоты") и в "Приюте комедианта" ("Кто боится Вирджинии Вульф?"). В конце 2012 года выпустил в Петербурге самостоятельный театральный проект "Пять вечеров" по пьесе Александра Володина. Приступил к обязанностям художественного руководителя Псковского театра драмы имени А.С. Пушкина в феврале 2013 года.