Более полусотни солдат и офицеров перебросили из Иваново в арктические широты, конечно, не ради спортивного интереса. Перед десантниками стояла конкретная задача - приземлиться в районе полярной станции "Барнео", разбить там базовый лагерь и организовать учебную поисково-спасательную операцию.
Такого среди военных в Арктике еще никто не делал, поэтому операции присвоили статус экспериментальной. Что, впрочем, абсолютно не сказалось на действиях крылатой пехоты. Случись солдатам и офицерам реально отыскивать среди торосов аварийный самолет и эвакуировать с льдины его пассажиров или, допустим, нуждающихся в помощи полярников, они работали точно так же.
С военной точки зрения, причин для освоения столь уникальной практики командованию ВДВ тоже хватало. Российская армия сейчас активно "прописывается" в Заполярье, и генералам важно знать, что в любой, в том числе форс-мажорной ситуации арктическая группировка Минобороны будет иметь не только морской, но и воздушный мост с материком. О военном и в тоже время гражданском характере этого проекта говорит тот факт, что вместе с десантниками его организацией занимался экспедиционный центр Русского географического общества.
Однако вернемся к самой операции. Место для ее проведения выбрали, разумеется, не случайно. Станцию "Барнео" ежегодно открывают весной на 89-м градусе северной широты, примерно в ста километрах от Северного полюса. На базе есть ледовый аэродром для самолета Ан-74 и вертолетные площадки для Ми-8. Там в течение месяца живут ученые и любители экстремального туризма со всех уголков мира.
В этом году на "Барнео" высадилась 13-я по счету экспедиция. На прошлой неделе там побывала рекогносцировочная группа командования ВДВ. Офицеры взяли пробы воды, воздуха, измерили толщину льда, посмотрели, есть ли на нем опасные полыньи. Без этих исследований вчерашнее десантирование людей и грузов было бы невозможным. Сам груз - контейнеры весом от 30 до 50 килограммов со средствами первой помощи "пострадавшим" и предметами их жизнеобеспечения в условиях критически низких температур - с военно-транспортного самолета ИЛ-76МД сбросили на парашютах вслед за разведгруппой.
Транспортник выполнил три захода на льдину, и каждый раз его борт покидали несколько десятков солдат и офицеров. С одной из групп десантировался отец Савва - штатный священник 98-й дивизии, это был его 751 прыжок с парашютом.
Для приземления на льдину военные использовали систему "Арбалет-2". Ее можно применять, когда за бортом самолета стоит 35-градусный мороз или такая же жара, а сам лайнер несется со скоростью 350 километров в час. Высокую надежность парашютной системе обеспечивают планирующие 9-секционные купола площадью 27 квадратных метров каждый. У них общая подвесная система, куда при необходимости можно крепить 50-килограммовый грузовой контейнер с автономной парашютной системой УГКПС-50. Кроме того, подвесная система имеет восемь точек регулировки, что позволяет подгонять ее даже под двухметрового парашютиста. Словом, это весьма подходящая для прыжков в Арктике десантная амуниция.
Между прочим, именно ее солдаты и офицеры Ивановской дивизии ВДВ использовали в прошлом месяце, когда впервые парашютировались на арктический остров Котельный.