По данным исследования, проведенного по заказу департамента транспорта, 35% большегрузов на столичных дорогах везут товары, предназначенные не для Москвы. Да и загружены они примерно лишь на четверть. Среди новых решений, которые будут в ближайшее время приняты, - создание специальных парковочных мест для грузовиков в зоне платной стоянки внутри Садового кольца - так называемых мест разгрузки и погрузки (МРП) возле магазинов, не имеющих внутреннего двора. Сейчас грузовые "газели" разгружают товар прямо на узких улицах, создавая тем самым пробки. Первая очередь таких стоянок появится уже в июне этого года - 30 участков примерно на 35-40 машино-мест. Полчаса парковки там обойдутся водителю грузовика в 30-40 рублей в зависимости от зоны, причем тарификация будет поминутная: разгрузился за 2 минуты - заплатишь 2 рубля. А вот с 31-й минуты будет действовать уже запретительный тариф - 1000 руб в час. Таким образом, водителей стимулируют быстренько разгрузиться в положенном месте и уступить место следующему.
"На этих парковках будут разгружаться только машины, приехавшие в магазины по соседству", - говорит замдиректора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков. По словам эксперта, 30 МРП внутри Садового кольца явно недостаточно, так как предприятий торговли и общепита здесь очень много. Но выделять для них больше мест власти не рискуют, чтобы не причинить ущерб парковке для личных автомобилей.
Предусматривает концепция и формирование грузового каркаса города - улиц, по которым грузовикам можно ездить, но съезд с них будет ограничен: углубиться в жилую или парковую зону грузовику можно только для разгрузки-погрузки. В список "разрешенных" улиц войдут все московские кольца (Бульварное, Садовое, Третье транспортное и МКАД), а также крупные радиальные магистрали. Пилотный проект грузового каркаса разработан для Восточного округа. Здесь грузовикам разрешат передвигаться по 86 улицам - в частности, по шоссе Энтузиастов, Стромынке, Русаковской, Большой Черкизовской улицам и Щелковскому шоссе - соответствующие знаки там появятся уже осенью этого года. В промзонах ограничения для движения нет. А вот съезд с каркаса в зеленую зону или жилой район будет стоить 5 тысяч рублей штрафа. Исключение - если пункт назначения груза находится как раз в жилом районе. А для того чтобы огромные машины не возили по две коробки, в столице могут быть созданы центры распределения грузов. Сейчас такие центры есть только у крупных торговых сетей. В один магазин небольшой сети в день приходят 20-50 машин, в каждой из которых по три-четыре ящика с продуктами. В центры будут поступать разные грузы от разных поставщиков, и в магазин будет компоноваться одна машина, максимально загруженная товарами. По словам специалистов, такие центры могут располагаться на окраинах.